Что значит бекар в скобках

Бемоль, диез и бекар – что это, как использовать? Подробная инструкция

Bemol Diez i Bekar znaki alteracii v muzyke

Бемоли, диезы и бекары музыканты называют знаками альтерации. А что означает это слово и зачем нужны эти знаки?

Слово альтерация имеет один корень со словом альтернатива, которое означает возможность выбора. Слово «altus» в переводе с латыни означает «высокий». Получается, знаки альтерации дают музыканту право выбора и возможность менять высоту звучания ноты. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Музыкальный строй

Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.

Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.

Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.

Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.

В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.

Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:

Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.

Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.

В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:

1 poltona na klaviature

Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:

2 klaviatura

Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.

Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.

Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.

Диез

Перед тем как мы познакомимся с диезом и научимся его использовать, взгляните на него:

3 Diez

Он выглядит как решетка на клавише телефона или небольшая лесенка. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса», что переводится как «острый».

43 DSC 0212 1

На изображении ниже вы увидите, как располагаются диезы на клавишах пианино и как они изображаются на нотном стане:

4 stan i klavishi

Обратите внимание, что черных клавиш 5 в то время как белых – 7. Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши, также как между нотами Си и До. Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре.

Но из-за отсутствия двух черных клавиш Ми диез находится на клавише Фа, а Си диез – на клавише До. Это происходит потому, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До составляет полтона.

Получается, Ми диез звучит как нота Фа, а Си диез – как До. Это явление, когда один и тот же звук обозначают разными нотами, называется «энгармонизм». Его можно сравнить со словами омонимами – одинаковыми по звучанию, но разными по значению.

Дубль-диез

Существует такой знак альтерации, который называется дубль-диез. Он дважды повышает ноту. То есть изменяет звучание на целый тон. Если в нотах вы увидите, скажем, ля дубль-диез, то на клавиатуре надо будет нажать клавишу Си. Это яркий пример энгармонизма. Выглядит дубль-диез как крестик, но с расширенными концами:

Читайте также:  Чем почистить стиралку изнутри

5 dubl diez

А вот так дубль-диез выглядит в нотах:

6 dubl diez v notah

Бемоль

Бемоль похож на латинскую букву «b». Слово французское, но имеет латинские корни: «бе» – означает букву «б», а «моль» – означает «мягкий». Получается, что бемоль – это «мягкая Б». Знак похож на латинскую букву «b».

7 bemol

Бемоль понижает звук на полутон. Ниже вы увидите, как выглядят бемоли на нотном стане и чему они соответствуют на клавиатуре:

8 4 stan i klavishi

Вот очередной пример энгармонизма: Фа бемоль будет звучать нотой Ми. На слух вы их не отличите, хотя в нотах они будут записаны по-разному. До бемоль будет звучать как нота Си.

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль понижает звучание ноты на целый тон. Выглядит как два бемоля расположенных друг за другом.

9 dubl bemol

Пример энгармонизма с помощью дубль-бемоля: Соль дубль-бемоль = Фа.

Бекар

Бекар – такой знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации. То есть говорит, что нужно играть ноту в чистом виде – не пониженную, и не повышенную. Если речь идет о клавишном инструменте, то после бекара всегда следует играть белую клавишу. Бекар — французское слово, означает – «квадратная б». Наверное, поэтому сам знак выглядит как латинская буква b, только слегка угловатая, квадратная. Рисовать ее проще как цифру 4 закрытую сверху.

10 Bekar

Все как в тумане 8

Ключевые и случайные знаки

Диезы и бемоли могут быть СЛУЧАЙНЫМИ и КЛЮЧЕВЫМИ. Сперва рассмотрим случайные.

Случайными они называются как раз потому, что встречаются в нотном тексте случайно, непредсказуемо. Такие знаки действуют только в том такте, в котором написаны.

Ключевыми называются знаки, которые написаны в начале произведения, рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Действие таких знаков распространяется на все произведение. Например, вы увидели рядом с ключом два бемоля – Си и Ми. Теперь, когда вы встретите ноту Си или Ми, вы будете играть черную клавишу (Си бемоль и Ми бемоль). Действие ключевых знаков (или знаков при ключе, как их еще называют), может отменить бекар. Но он будет являться случайным знаком и будет действовать только в том единственном такте, где написан. Ниже приведем примеры, где есть ключевые, а также случайные знаки:

11 znaki alteracii pri klyuche12 sluchajnye znaki alteracii

Как правильно писать диезы и бемоли

Вы обратили внимание, что диезы и бемоли пишутся на той же линейке (или между линейками), где располагается нота, которую они изменяют:

13 diezy pered notoj14 Bemol pered notoj

Знаки альтерации при ключе, расставляют в строгом порядке, который нужно заучить как считалочку. Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Если вам скажут, что при ключе стоит 4 диеза, вы можете быть уверены – это ФА ДО СОЛЬ РЕ. Если рядом с ключом увидели 3 бемоля – это СИ, МИ, ЛЯ, а если 5 бемолей? Продолжите ряд самостоятельно.

Важно запомнить, что знаки альтерации выставляются в определенном порядке, а также, записываясь при ключе, они всегда занимают одни и те же линейки. На изображении ниже вы увидите правильное расположение диезов и бемолей в скрипичном и басовом ключах:

15 raspolozhenie diezov na notnom stane17 raspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche

16 raspolozhenie bemolej na notnom stane18 raspolozhenie bemolej na notnom stane v basovom klyuche

Буквенное обозначение нот и знаков альтерации

Ноты иногда называют буквами латинского алфавита. В этой системе ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ соответствуют буквам C, D, E, F, G, A, H (в американской системе нота Си обозначается звуком B). Диез и бемоль в этой системе тоже имеют буквенные обозначения: диез – is; бемоль – es.

Чтобы обозначить повышение ноты, к букве добавляют суффикс «is». Так Ре диез будет звучать как «Dis», Ля диез – «Ais» и так далее.

Чтобы понизить ноту, добавляем суффикс «es». Соль бемоль – «Ges», Ре бемоль – «Des». Однако Ми бемоль принято называть «Es», а не «Ees»; Ля бемоль — «As», а не «Aes». А для ноты Си бемоль ввели отдельную букву — «B».

В американской системе нота Си всегда обозначается буквой «B», а Си бемоль записывают как «B» со значком бемоля:

19 bukvennoe oboznachenie noty Si

В таблице ниже, вы найдете буквенные обозначения нот, а также их альтерированные названия:

20 bukvennoe oboznachenie not %D0%B8 znakov alteracii

Буквенную систему обозначения звуков, особенно любят музыканты эстрадных направлений. Правда, они привыкли упрощать все еще больше, поэтому аккорд по умолчанию считают мажорным, а если нужно указать его минорный окрас, они добавляют букву «m». Так Ми минор будет Еm, Ми мажор просто Е, а До диез минор – C#m. Например:

21 primer cifrovki

Музыканты с академическим образованием для обозначения мажора и минора используют слова dur и moll соответственно. Аккорд Ре бемоль мажор можно записать как Des dur, а аккорд До диез минор — Cis moll. Но чаще термины dur и moll используют для обозначения тональностей.

Если вы не знакомы с понятием «тональность», советую прочитать эту статью.

Когда мы называем какую-либо тональность, мы, по сути, обозначаем тонику и лад. Допустим, тоника Ми бемоль, а лад – мажор. Такую тональность мы называем «Ми бемоль мажор». Но тональности также можно называть в буквенной системе. Так Ми бемоль мы заменим буквами «Es», а мажор — словом «dur». Получится Es dur.

Читайте также:  Чем прочистить канализационные трубы в домашних условиях при сильном засоре в частном

И раз уж мы заговорили о тональностях, мне бы хотелось еще раз обратиться к альтерации.

На этом у меня все. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое диезы, бемоли и бекары и теперь знаете как их использовать. А если у вас остались вопросы по данной теме, готов на них ответить. Пишите в комментариях, давайте разбираться вместе! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Бекар

100px Music natural

magnify clip

Бека́р (фр. bécarre ) — в музыкальной нотации знак альтерации ( 3178537e3f3a2bc507823259218904ad), означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит.

Действует до конца такта.

В таблице Юникод есть специальный символ для бекара ♮ (код U+266Е).

История

В прошлом использовался знак дубль-бекар 3f689f6d480d7eccdee3d01491a557d2, отменявший двойную альтерацию (дубль-бемоль или дубль-диез).

В настоящее время для этого используется обычный бекар.

См. также

48px Question book 4.svg

Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные

Полезное

Смотреть что такое «Бекар» в других словарях:

бекар — а, м. bécarre m. муз. Знак, отменяющий действие диеза или бемоля. Михельсон 1883. Бекар, Бекварт или Бекварта. Название знака в музыке употребляемого, который изображают так <следует изображение знака>.. и показывает, что нота, перед… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

БЕКАР — Музыкальный знак, восстановляющий пониженный или повышенный тон в первоначальном виде. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕКАР нотный значок, восстановляющий в прежнем виде повышенный или пониженный… … Словарь иностранных слов русского языка

БЕКАР — БЕКАР, бекара, муж. (франц. beccare) (муз.). 1. Знак, уничтожающий действие предшествующего диеза или бемоля, восстанавливающий основное значение ноты. 2. в знач. неизм. прил. (после названия ноты), без повышения и понижения, без бемоля и диэза.… … Толковый словарь Ушакова

БЕКАР — (французское becarre) (музыкальное), знак нотного письма (), отменяющий повышение или понижение звука на полутон или на целый тон … Современная энциклопедия

БЕКАР — (франц. becarre) (музыкальное) знак, отменяющий повышение или понижение какой либо ступени звукоряда на полутон или на целый тон … Большой Энциклопедический словарь

бекар — сущ., кол во синонимов: 4 • знак (138) • неудача (125) • отказ (35) • … Словарь синонимов

Бекар — (французское becarre) (музыкальное), знак нотного письма ( ), отменяющий повышение или понижение звука на полутон или на целый тон. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БЕКАР — Дать бекар кому. Жарг. муз. Отказать кому л. в чём л. БСРЖ, 57. Сесть на бекар. Жарг. муз. Шутл. Попасть в полосу неудач. Максимов, 30. /em> Бекар нотный знак, отменяющий действие предшествующего диеза или бемоля … Большой словарь русских поговорок

Бекар — (франц. becarre, букв. квадратное Б; лат. В quadratum), знак отказа от альтерации той или иной ступени звукоряда. Б. означает понижение ступени на полутон после диеза и повышение на полутон после бемоля, а также понижение на тон после… … Музыкальная энциклопедия

бекар — а; м. [франц. bécarre] Муз. Нотный знак, отменяющий действие предшествующего диеза или бемоля и восстанавливающий основное значение ноты. Поставить б. □ в функц. опр. Нота ре б. * * * бекар (франц. bécarre) (муз.), знак альтерации ), отменяющий… … Энциклопедический словарь

Источник

Тема: Зачем ставится знак альтерации в скобке

Опции темы
Поиск по теме

товарищи! Подскажите пожалуйста, почему знаки альтерации в некоторых случаях ставятся в скобках?

im icq im skype

Обычно это делается тогда, когда в предыдущем такте эта нота была альтерирована (допустим, си-бекар при том, что при ключе есть си-бемоль), а в текущем такте альтерации уже нет; так вот, чтобы напомнить для невнимательных, что бекара уже нет и надо играть бемоль, который и без того стоит при ключе, в скобках ставят «поясняющий» знак.

Напоминающие знаки альтерации в скобках в пределах одного такта применяются при записи на одной вертикали двух одноимённых звуков в интервале октавы, один из которых альтерированный, а другой неальтерированный.

Встречаются случаи, когда предупреждающий знак в скобках ставится для того, чтобы у исполнителя не возникло сомнения в правильности его партии, резко расходящейся со слышимой им гармонией в других инструментах.

Напоминающие знаки альтерации в скобках в пределах одного такта применяются при записи на одной вертикали двух одноимённых звуков в интервале октавы, один из которых альтерированный, а другой неальтерированный.

Встречаются случаи, когда предупреждающий знак в скобках ставится для того, чтобы у исполнителя не возникло сомнения в правильности его партии, резко расходящейся со слышимой им гармонией в других инструментах.

Я думаю, это может быть целесообразно в случаях, когда залигованный через тактовую черту звук приходится на разрыв системы, в первую очередь в вокальных партиях.

im icq im skype

А мне казалось, что в общем случае при залиговке альтерированного звука через тактовую черту эта альтерация не распространяется на остальные ноты этого такта, разве не так?

Собственно, это соответствует требованию «Руководства по графическому оформлению нотного текста» А. Карцева. А знак в скобках, в соответствии с этим же руководством, ставится в случае, описанном Uliss.

Читайте также:  Что делать если человеку негде прописаться

Я думаю, это может быть целесообразно в случаях, когда залигованный через тактовую черту звук приходится на разрыв системы, в первую очередь в вокальных партиях.

Нотная запись всегда стремится к минимизации, т.е. чем меньше знаков на нотном листе, тем меньше шансов на ошибки в наборе. Однако случается, что авторы применяют собственные обозначения, уточняющие свою запись.
Дополнительные скобки к знакам ставятся, конечно, только для напоминания. Логики или особого смысла здесь искать не следует. В некоторых случаях композиторы (или издательские редакторы, к которым аппелируют некоторые собеседники) добавляют скобки, что называется, «для чайников», чтобы никто не подумал, что проскочившая раньше нота появится теперь с другим знаком.
В издательской практике случается, что появляющиеся в начале стана залигованные ноты имеют знаки в скобках.
0cae6761b7e2

Источник

Урок № 4. Курс «Нотная грамота»

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Сейчас нам необходимо вспомнить материалы 1 урока нашего курса «Нотная грамота», а именно строение октавы:

noti v oktave

Мы видим основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от клавиши до и одновременно слева от клавиши ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть.

Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если есть фортепиано, будет хорошо, если Вы проверите нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.

Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей. И эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.

do diez

re bemol

Дубль-диез и дубль-бемоль. Повышение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-диезом. А понижение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-бемолем. Используется не часто, просто знайте, что такое тоже есть.

Бекар. Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза, посмотрите на рисунок (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ):

melodiya s bekarom

Альтерация. Описанное повышение и понижение звуков и называют альтерацией.

Зона действия знаков альтерации. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на весь такт. Такие знаки называются случайными. Случаный знак действует на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

melodiya s diezom i bemolem pri notah

Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (перед первой нотой ре стоит знак бемоль, который действует до конца такта и понижает следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (действие знака бемоль из 1 такта закончилось в 1 такте, поэтому 2 такт начинается с ноты ре. П еред следующей нотой до стоит знак диез, который действует до конца воторого такта и повышает следующие ноты до на полтона ).

Важно, что действие знака распространяется непосредствено на ноту, перед которой он установлен. В нашем примере в 1 такте знак бемоль действует только на ноту ре 2 октавы. Если бы в первом такте была бы еще нота ре 1 или 3 октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. Такие знаки альтерации называются ключевые.

Ключевые знаки альтерации указываются в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеют действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Д ействие ключевых знаков распространяется на всё произведение.

Пример использования диезов при ключе:

diez pri klyuche

Ключевые знаки указывают, что все ноты, соответствующие расположению присутствующих в ключе знаков альтерации, должны играться с повышением или понижением на полутон. У нас, например (см. рисунок), диезы стоят между третьей и четвертой линейками нотного стана (место звука «до«) и на пятой линейке (звук «фа«). Значит, все ноты до и фа, встречающиеся в произведении, должны быть повышены на полутон. Причем, не имеет значения, в какой октаве находятся эти звуки: все ноты ДО и ФА должны играться как до-диез и фа-диез (если перед этими нотами не стоит знак бекар).

Итоги 4 урока. Теперь мы знаем, что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.

Источник

Adblock
detector