Что значит беречь честь мундира

Что означает фраза «защищать честь мундира»?

answer avatar

Это фразеологизм, причём как идиома это выражение употребляется не только полностью, но и в усечённых вариантах: «честь мундира», «защищать мундир».

XlQpUzVzRagLBizvHrYSPwXgeUtz62P

Скорее всего, рассматриваемые нами идиомы появились тогда же. Офицерскую честь отстаивали на дуэлях, которые, хотя и были запрещены ещё Петром I, но широко практиковались на протяжении почти всего XIX века и даже шагнули в век ХХ.

Таким образом, первоначальное значение вышеназванной идиомы –

TNbm0NzWaaVkb2EIJhB0eyHX3vNWFaz

Писаные и неписаные правила военнослужащих гласили, что как на форменной одежде не должно быть ни пятнышка, так и офицерская честь не должна быть запятнанной ничем.

Не знаю, когда именно, но выражение было принято и гражданскими служащими, чины которых, согласно Табели о рангах, приравнивались к военным и которые, как и военные, носили особую чиновничью форму – мундиры, шинели (вспомните гоголевскую повесть «Шинель»).

Вместе с царской властью канули в лету и мундиры чиновников, но выражения эти продолжают жить и в наши дни не только в среде военных, но и среди гражданских служащих, причём в какой-то степени они стали синонимичными идиоме «выносить сор из избы», часто употребляющейся с отрицательной частицей НЕ. Выражение «защищать честь мундира» в наше время стало часто означать не свойственное ему ранее значение: «во что бы то ни стало отстоять правоту работников собственного ведомства, даже если таковой правоты нет». Вспомните, нашумевшую в прошлом году историю с отравлением пермских школьников: десятки детей попали в больницы с сальмонеллёзом, многие были в тяжёлом состоянии, но… виновники так и не найдены, дело, которое поначалу было взято на контроль чиновниками самого высокого ранга, пустили на самотёк, статьи в СМИ постепенно сведены на нет.

Словари, конечно, не настолько эмоциональны, поэтому так толкуют значение фразеологизма:

fqZOBTXK34A0I7KXITmGUqZdfv02t

Ещё одно значение фразеологизма «честь мундира» появилось у нас, видимо, в советскую эпоху, когда важны были не сами дела, а умение вовремя о них отчитаться, даже если эти дела ещё не завершены и их завершение не предвидится в ближайшее время. Этот период чудовищных приписок и породил, на мой взгляд, фиксирующееся в этимологических словарях значение:

Источник

Честь мундира

Смотреть что такое «Честь мундира» в других словарях:

Честь мундира — МУНДИР, а, м. Военная или гражданская форменная одежда. Офицерский м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Честь мундира — Честь воинская понятие, трудно поддающееся формулировке. Необходимость её, как условия военного быта, всеми сознается, но её существо остается почти неуловимым. Вникая в это понятие, нельзя не заметить, что воинская Честь представляет собой… … Википедия

Честь мундира — Разг. Ирон. О внешней благопристойности и мнимо безупречной репутации. БМС 1998, 626; БТС, 563 … Большой словарь русских поговорок

честь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? чести, чему? чести, (вижу) что? честь, чем? честью, о чём? о чести 1. Честь это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду … Толковый словарь Дмитриева

честь — и; ж. см. тж. честью, по чести, честь честью, честь по чести, по чести сказать, в честь … Словарь многих выражений

ЧЕСТЬ — Быть в (на) честе. Перм., Прикам. 1. То же, что быть в чести. 2. Дорого цениться. СГПО, 61, 680; МФС, 110 Быть в чести. Разг. Устар. Пользоваться уважением, быть в почёте. БМС 1998, 625; ШЗФ 2001, 27; Подюков 1989, 227. Выйти с чести. Олон. Уйти… … Большой словарь русских поговорок

ЧЕСТЬ — ЧЕСТЬ, и, о чести, в чести и в чести, жен. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей н. чести). Задеть чью н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая,… … Толковый словарь Ожегова

честь — и; ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Человек чести. Родиться без чести, без совести (о… … Энциклопедический словарь

Честь воинская — понятие, трудно поддающееся формулировке. Необходимость ее, как условия военного быта, всеми сознается, но ее существо остается почти неуловимым. Вникая в это понятие, нельзя не заметить, что воинская Ч. представляет собой явление крайне сложное … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЧЕСТЬ — оценка и самооценка моральных качеств и поведения человека, связанные с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается. Речь идет не столько о личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Источник

О воинской чести и воинском этикете

Воинская честь.

Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

Вообще, понятиям нравственным в русской армии уделялось много внимания. Существовало еще понятие чести военного мундира, которое трактуется слишком широко. Оно расплывается в сознании воина, тогда как понятие чести полкового мундира, т. е. данной конкретной единицы, вполне осязаемо. Поэтому создавались и поддерживались особые полковые традиции, почетные отличия (в элементах формы, в своих знаках), что позднее привело и к появлению полковых мундиров.

Впервые слово встречается в сочинении герцога Филиппа Клевского (1573 год). Оно означало всякое лицо, занимавшее определенную государственную должность. И только к концу 16 века слово это приобретает современное значение.

Каково же определение понятия? Это войсковой начальник, облеченный чином, который дается главой государства и обеспечивается существующими законоположениями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время.

На протяжении нескольких веков офицерский корпус в России был почти исключительно кастовым, сословным. Но уже в начале 20 века открывается доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим определенный образовательный ценз. Причем, все это нисколько не поколебало обособленного положения офицерского корпуса как особой категории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства. Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), именно офицеры в Российской империи были носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда понятие офицерской чести.

Читайте также:  Чем унять кашель в домашних условиях

Огромную роль в воспитании офицерской чести сыграл Петр Великий. В те годы молодая русская армия испытывала огромную нехватку в офицерах. И русский царь не только приглашает на службу офицеров-иностранцев, но и всеми силами стремится поднять престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола. Так, например, его указом был узаконен ритуал посвящения в офицеры. Интересно, что в офицеры посвящались только юноши из дворянских семей, которые прошли службу рядовыми в гвардейских полках (Преображенском, Семеновском).

Поддержанию офицерской чести служило и проведение полковых смотров. Этот ритуал начинался общим построением полка и торжественной встречей лица, назначенного царем для производства самого смотра.

Именно тогда, при Петре I, установились и укрепились традиции награждения воинских частей памятными царскими реликвиями.

Наиболее распространенными из них были стяги и штандарты, серебряные трубы и литавры.

Кстати, именно с Петра I, солдаты-преображенцы начинают носить во время парадов красные чулки. Русский император ввел такую традицию потому, что солдаты этого прославленного полка в битве под Нарвой стояли на мосту, удерживая его от шведов по колено в крови и не дрогнули (1700 год). Традиция эта просуществовала более двух столетий и была уничтожена в 1917 году.

Честь мундира

При Петре I укрепилось понятие чести военного мундира. С его легкой руки появляется много новых традиций в ношении военной формы. Так, например, произошло с гусарами-александрийцами. То были знаменитые Черные гусары, 5-й гусарский Александрийский полк.

Огромная шапка, казавшаяся по виду тяжелой, была легче любой каски или кивера.

Носил, им же самим и сочиненную, генерал Яков Слащев, георгиевский кавалер и предводитель обороны Крыма в 1920 году. Он появлялся на боевых позициях в белом доломане и лиловых чакчирах (гусарская форма). А генерал Петр Врангель хотя и не задумывался особенно о военном облачении, но почти постоянно носил черную черкеску, за что его называли Черным бароном.

Поскольку нижние армейские чины по характеру их службы (по обязанности или срочному найму) не считались носителями и выразителями воинской чести, юрисдикция военных судов чести на них не распространялась.

Учреждение военных судов чести в России относится к 1863 году.

Именно тогда вышло положение об охране воинской дисциплины и дисциплинарных взысканиях. Интересно, что подобные суды утверждались лишь при отдельных войсковых частях, а не при высших войсковых соединениях. Назывались они судами общества офицеров. Их компетенции были подвластны лишь только обер-офицеры (ротмистр, есаул, старший лейтенант). Что же касается штаб-офицеров (высший ранг), то считалось недопустимым, несовместимым с началами воинской дисциплины, когда младшие критикуют старших.

По положению 1863 года к компетенции судов общества офицеров были отнесены поступки, несовместимые с понятиями воинской чести и доблести офицерского звания, а также разбор ссор и обид, имевших место в офицерской среде. Примечательно, что дела о дуэлях были изъяты из ведения судов чести. По причине достаточно веской: с допущением подобного прусским законам правила самим законом дозволялось бы кровопролитие и самоуправство вооруженною рукою.

О служебном этикете военнослужащего российской армии первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год). В ней нашли отражение ее важнейшие положения. А в годы Великой отечественной войны (1941-1945) такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отличали мундир, знаки различия и т. д.

А в январе 1919 года знаки различия военнослужащих были введены в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это были нарукавные знаки из алого сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом). С 31 января 1922 года знаки различия военнослужащих размещаются на специальном клапане, который нашивается посередине левого рукава шинели и гимнастерки.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных.

Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований к внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

Существуют правила этикета начальника с подчиненными. Общение начинается с приветствия. Руководитель при встрече с подчиненным должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания.

Этикет чрезвычайно важен и при проведении совещаний и вызове подчиненных. Без крайней необходимости не надо вызывать людей на заседание. Но если оно назначено, то к этому времени сам начальник должен быть на месте. Этикет требует быть предельно внимательным к обсуждаемым вопросам, вежливо выслушивать выступающих. В своих выступлениях необходимо быть кратким.

Культура начальника, командира особенно проявляется в конфликтных ситуациях. Здесь чрезвычайно важна выдержка. Брань, оскорбления и даже повышение голоса недопустимы, какой бы ни была вина подчиненного офицера. От этого во многом зависит авторитет руководителя.

Кроме того, начальник должен заботиться о поддержании не только своего собственного авторитета, но и авторитета своих подчиненных.

Так, например, командир не сделает замечание подчиненному публично. Не станет жаловаться на него в его отсутствие.

В служебных отношениях немаловажное значение имеет внешность руководителя: личное обаяние, правильная речь, умение держаться, опрятность в одежде.

Читайте также:  Что за рыба сибас где обитает и как ее готовить

Не менее важным является и соблюдение этикета в отношениях подчиненного к начальнику. Этикет базируется на исполнительности, уважении к старшему по званию, дисциплинированности. Необходима также точность и аккуратность. Такт и предупредительность также важны, поскольку, как правило, начальник старше по возрасту.

Поэтому подчиненный пропустит начальника вперед, уступит ему место, возьмет на себя более тяжелую физическую часть работы. В данном случае предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью. Она нацелена на интересы дела.

Необходимо беречь время начальника, не злоупотреблять вниманием, не затягивать с ним разговор. Ведь деликатный начальник ни в коем случае не прервет разговор, не станет как бы невзначай смотреть на часы.

Отношения воинов, равных по званию, должны базироваться на готовности помочь своим более молодым товарищам по службе. Следует взять на себя более трудную, ответственную часть работы. Поведение военных в общественных местах Как отдается честь, кажется, всем известно. Если рука подносится к головному убору тогда, когда военнослужащие уже поравнялись, это неверно. Необходимо прикладывать руку к головному убору за 4-5 шагов до того, как военнослужащие поравняются. Отдавать честь надо четко. Пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена и не вывернута наружу. Средний палец слегка касается нижнего края головного убора. При этом локоть поднят и находится на уровне плеча.

Непременно следите за походкой. Ноги широко не расставляются. Необходимо избегать подпрыгивающего шага и вместе с тем не ходить, как на шарнирах. Не следует волочить ноги и шаркать подошвами. Шаг должен быть легким, непринужденным. Что же касается рук, их не следует держать по швам, но и не следует ими размахивать.

Порядок представления военных

Представляя военнослужащего, следует указать его воинское звание.

Сидящая женщина при представлении ей офицера может не вставать.

Примечательно, что мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.

Анекдоты, советы, правила

В старом французском уставе сказано: «Из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».

Жена одного офицера как-то жаловалась А.В.Суворову на своего мужа:

— Ваша светлость, он со мной дурно обращается.

— Но он за глаза и вас бранит.

— А это, матушка, тебя не касается.

Если мужчина здоровается с женщиной в перчатках, он может свою тоже не снимать. Исключение: толстые меховые варежки.

Если при встрече на улице вы протягиваете для приветствия руку, помните, что в этом случае у вас обе руки должны быть без перчаток, либо обе в них. Не полагается, однако, протягивать в перчатке руку женщине, у которой перчаток нет. Здороваясь же с мужчиной или с тем, кто моложе вас, можно этого правила не придерживаться. Сделать отступление от этикета можно и женщине, которая приветствует более молодую женщину без перчаток.

Войдя в помещение, полагается в первую очередь снять перчатки, а потом уже поздороваться с присутствующими. Разумеется, речь не идет о перчатках, которые служат дополнением к вечернему туалету.

Как приветствовать знакомых при встрече? Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, младший со старшим. Женщина же в свою очередь должна первой поздороваться с более старшей по возрасту. Если старшая по возрасту женщина подает вам руку, а вы при этом сидите, полагается встать.

Этикет.

Товарищ или господин?

Какие формы обращения существуют?

Слово уважаемый употребляется как нейтральная форма вежливости, обычно в сочетании с именем-отчеством адресата, а также со словами «господин» (плюс фамилия адресата), «товарищ» (плюс фамилия адресата), «коллега» (плюс фамилия адресата). Употребляется с наименованиями по должности, званию, социальному положению.

При обращении к адресату необходимо учитывать его сферу деятельности и служебное положение. К народным избранникам, заслуженным деятелям науки и культуры, к высокопоставленным чиновникам обращаются со словами «глубокоуважаемый» и «многоуважаемый». В остальных случаях — «уважаемый»:

Глубокоуважаемый Николай Евгеньевич!

Уважаемый Иван Петрович!

Уважаемый г-н Иванов!

В деловой корреспонденции принято обращаться к адресату по имени и отчеству.

При обращении к массовому адресату:

Уважаемые господа! Господа!

Уважаемые коллеги! (к людям одной профессии)

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (ст. 158 ч. 2), участники судебного процесса обращаются к судьям со словами Уважаемый суд!, и свои показания и объяснения они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего.

В армии осталось официальное обращение товарищ.

При обращении возможна постановка как восклицательного знака, так и запятой, но рекомендуется единообразие. В случае если стоит запятая, текст письма начинается со строчной буквы. Если стоит восклицательный знак — пишем первое предложение с прописной.

«Господа!» или «Дамы и господа!»- как лучше обратиться к мужчинам и женщинам?

При одновременном обращении к мужчинам и женщинам часто говорят «Дамы и господа!». Это неудачная калька с английского языка (Ladies and Gentlemen). По-русски слово господа в равной степени соотносится с формами единственного числа господин и госпожа, а «госпожа» входит в число «господ».

Нужно ли называть собеседника по имени и отчеству?

К русским и в русскоязычной среде принято обращаться и называть их по имени и отчеству, обращение только по имени считается недостаточно вежливым. При обращении к иностранцу (или находясь в иноязычной культурной среде) называть отчество не нужно.

Как раньше было принято обращаться к собеседнику?

Дворянский этикет. Обращения в дворянской среде должны были строго соответствовать чину, званию и происхождению лица, к которому обращались. Обращения эти строго соотносились с «Табелью о рангах» (она почти без изменений действовала до 1917 года). К титулованным особам (великий князь, князь, граф, герцог, барон) обращались согласно титулу: Ваше Высочество, Ваше Сиятельство, Ваша Светлость.

Воинский этикет. Система обращений соответствовала системе воинских званий. Полным генералам положено говорить Ваше Высокопревосходительство, генерал-лейтенантам и генерал-майорам — Ваше Превосходительство. Начальников и старших из штаб- и обер-офицеров офицеры, подпрапорщики и кандидаты на классную должность называют по чину, прибавляя слово господин, например господин капитан, господин полковник, прочие нижние чины титулуют штаб-офицеров и капитанов — Ваше Высокоблагородие, остальных обер-офицеров — Ваше благородие (имеющих графский или княжеский титул — Ваше Сиятельство).

Читайте также:  Что для кошек валерьянка

Департаментский этикет использовал в значительной мере ту же систему обращений, что и воинский.

Формы титулования в царской России

При обращении к лицам, имевшим те или иные чины «Табели о рангах», лица равные по чину или нижестоящие были обязаны употреблять следующие титулы (в зависимости от класса):

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» — к лицам в чинах 1 и 2 классов;

«ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» — к лицам в чинах 3 и 4 классов;

«ВАШЕ ВЫСОКОРОДИЕ» — к лицам в чинах 5 класса;

«ВАШЕ ВЫСОКОБЛАГОРОДИЕ» — к лицам в чинах 6–8 классов;

«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» — к лицам в чинах 9–14 классов.

Кроме того, в России существовали титулы, употреблявшиеся при обращении к членам Императорского дома Романовых и лицам дворянского происхождения:

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО» — к императору, императрице и вдовствующей императрице;

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО» — к великим князьям (детям и внукам императора, а в 1797–1886 гг. и правнукам и праправнукам императора);

«ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО» — к князьям императорской крови;

«ВАША СВЕТЛОСТЬ» — к младшим детям правнуков императора и их мужским потомкам, а также к светлейшим князьям по пожалованию;

«ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО» — к князьям, графам, герцогам и баронам;

«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» — ко всем остальным дворянам.

При обращении к духовным лицам в России употреблялись следующие титулы:

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО» — к митрополитам и архиепископам;

«ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО» — к епископам;

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕПОДОБИЕ» — к архимандритам и игуменам монастырей, протоиереям и иереям;

«ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ» — к протодиаконам и диаконам.

Кого было принято называть «государь»?

Слово государь в России в старину употребляли безразлично, вместо господин, барин, помещик, вельможа. В XIX веке к царю обращались Всемилостивейший Государь, к великим князьям — Милостивейший Государь, ко всем частным лицам — милостивый государь (при обращении к высшему), милостивый государь мой (к равному), государь мой (к низшему). Слова сударь (также с ударением на второй слог), сударик (дружественное) употреблялись преимущественно в устной речи.

Обращение товарищ употреблялось в советском обществе. Слово товарищ при фамилии до революции указывало на членство в революционной политической партии, в том числе коммунистов.

Воинский этикет.

Этикет представляет собой совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, обхождение с окружающими, формы обращения, поведение в общественных местах. В повседневной практике он рассматривается как умение держать себя с людьми, ярко говорить, двигаться, одеваться и т. д. Если нравственные нормы раскрывают, почему так должен вести себя человек, то этикетные требования говорят о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Этикет определяет поведение человека в разных сферах общения, например в дипломатической, спортивной, медицинской, военной и других.

Нравственная культура личности воина как целостное внутреннее образование находит свое внешнее проявление в воинском этикете. Нормы воинского этикета зафиксированы в общевоинских уставах.

Воинский этикет только тогда свидетельствует о гармонии внутренней и внешней культуры личности, когда он строится на прочном фундаменте вежливости, тактичности и скромности. Вежливый воин всегда учтив, предупредителен, внимателен, предлагает свою помощь, уступает место в общественном транспорте, открывает и придерживает дверь, чтобы пропустить своего сослуживца, даже если тот равный по воинскому званию и служебному положению. Такой воин всегда даже за незначительную услугу говорит «спасибо», а если ему высказывают благодарность, то он в ответ с улыбкой отвечает «пожалуйста» или «на здоровье».

Таким образом, вежливость наполняет каждое поведенческое действие воина человеческим теплом, благородством и притягательной силой. Но вежливость в этикетном поведении немыслима без тактичности. Тактичный воин никогда не перебивает говорящего, выслушивает его до конца. И только после высказываний собеседника делает уточнения или задает вопросы. Но если собеседник оказался словоохотливым, а у вас нет времени, то тогда чувство такта заставит вас многозначительно посмотреть на часы и тем самым дать понять собеседнику, что разговор пора завершать. Тактичный воин всегда представляется на семинарских занятиях по следующей форме: «Товарищ полковник, уважаемые коллеги (товарищи)! Докладывает прапорщик Иванов. Тема моего выступления «Честь и достоинство российского воина». А по окончании выступления такой воин обязательно скажет о том, что доклад окончен. Тактичный воин всегда представляется прежде, чем начать телефонный разговор. А если ему абонент не представился, то он тактично спросит: «С кем имею честь разговаривать?» и так далее.

Следующей составляющей фундамента воинского этикета является скромность. Скромный воин гордится своей воинской профессией, частью, в которой служит, не хвалится своими заслугами, а постоянно следует народной поговорке: «Не хвали себя, жди, когда тебя похвалят». При выполнении какой-либо задачи он говорит о слаженных действиях своих товарищей и ни слова о себе. Скромный воин, составляя список (если того не требует алфавитный порядок), свою фамилию указывает в конце. В разговорной и письменной речи старается избегать слов «я», «мое», а заменяет их на «мы» и «наше». Скромный воин берет на себя самую сложную работу, остается работать, не считаясь с личным временем, предоставляя возможность отдохнуть товарищам.

Внешний вид такого воина скромен: у него аккуратная прическа, нет на мундире посторонних значков, кроме тех, которые необходимо носить военнослужащему. Скромный воин имеет опрятный внешний вид и никогда не вносит в военную форму одежды гражданские (туфли, носки, цепочки и так далее) элементы.

Не зря говорят, что скромность красит человека. Воина это качество красит вдвойне, потому что суровая армейская жизнь не терпит излишеств, в ней все предельно четко, надежно и рационально. На это нацелен и воинский этикет, на этой почве произрастает нравственная культура воина, делающая его духовно богатой личностью.

В воинском коллективе складываются два типа этикетных отношений: «по вертикали» (начальники и подчиненные, старшие и младшие) и «по горизонтали» (между военнослужащими, стоящими на одном служебном уровне). Эти отношения закреплены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Например, начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. При этом он должен быть тактичным и выдержанным, не допускать как фамильярности, так и грубости.

Источник

Adblock
detector