Что значит бездонная бочка фразеологизм
Выражение «бездонная бочка» что означает?
Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что иностранцев в русских людях всегда очень удивляет, порой восхищает, а зачастую и несколько ужасает умение пить. Также наши проживающие за рубежом друзья время от времени сталкиваются с большими трудностями при понимании русскоговорящего населения, особенно если в разговоре люди употребляют привычные и понятные им фразеологизмы. В этой статье речь пойдет об уникальном крылатом выражении «бездонная бочка», служащим для описания выпивающего контингента.
Наверняка многие слышали выражение «бездонная бочка», но мало кто знает, когда его уместно использовать. Для начала стоит отметить, что этот фразеологизм имеет ярко выраженный шутливый характер. Кроме того, выражение относят к числу разговорных. Действительно, его часто можно услышать в беседах или с телеэкранов, и куда реже – увидеть в литературных произведениях или печатных СМИ.
Крылатое выражение «бездонная бочка» употребляется в отношении тех людей, которые запросто могут расправиться с неизмеримым количеством алкоголя и при этом умудриться не опьянеть. Ну, или, по крайней мере, сохранить какую никакую ясность ума. Любители экспрессивно выражать свои мысли довольно часто используют фразеологизм «бездонная бочка», чтобы рассказать о своих знакомых, любителях приложиться к спиртному.
Многих интересует, как же в русской речи появилось такое забавное сравнение? Как это ни удивительно, фразеологизм возник благодаря мифам Древней Греции. Источником послужила история известная под названия «Бочка Данаид». Согласно преданию, когда-то давно ливийскому царю Данаю боги послали пятьдесят дочерей. А вот у египетского правителя как раз было полсотни сыновей.
Воле отца повиновались все девушки, кроме одной – одна из сестер, Гипермнестра, искренне полюбила своего мужа Линкея, и предпочла сохранить его в живых. Преступление Даная и его дочерей боги простить не смогли. Девушки были сосланы в Тартар и были прокляты. Им предстояло вечно пытаться наполнить бездонную бочку, выполняя тем самым бессмысленный тяжелый труд. Именно эта история и послужила источником для появления прообраза ныне известной нам «бездонной бочки».
Бездонные бочки.
Это письмо пришло ко мне пару месяцев назад. К сожалению, дошло до него только сейчас. Но оно настолько прекрасно, и тема, которая поднимается, настолько интересна и значительна, что я считаю, об этом стоит поговорить.
Я в процессе расставания с парнем. И так уж вышло, что в нашей стране я единственный близкий ему человек.
И вот, я сказала ему, что ухожу и он устроил истерику.
И мне больно его бросать одного и без помощи, с минимумом средств к существованию, а сегодня он сказал, что еще и заболел (ну вот хоть сейчас все брось и беги в аптеку спасать его).
Спасала я его 9 месяцев.
От одиночества, скуки, безденежья (он должен мне 13 тыс. и я брала на него кредит, который выплачиваю сама), а еще по дурости оформила кредитку, которую он целиком спустил, готовила ему и поддерживала всячески.
Но я устала и больше так не могу. Я вкладывала в него себя, свои эмоции, силы и время. А в ответ упреки, придирки, скандалы и хмурые моськи.
И вот, я сказала ему, что мы расстаемся, а он не отпускает меня, и мне больно и жалко, и я сама вижу, как ему тоже больно.
А жить и дальше так я не хочу. Я вошла в роль мамочки, а мамочки детей не бросают. Он пишет мне каждый день. В лучших традициях манипулятора. То угрозы, то мольбы, то упреки. Что мне делать? Извини, что очень сумбурно вышло, в голове раздрай.»
Я надеюсь, что девушка все-таки приняла правильное решение, но очень хочу сейчас поговорить о чувстве вины, долга и ответственности.
Когда даже не то чтобы «мы в ответе за тех», просто. он, вроде как, беспомощный, он «в стране один» и вот это вот всё.
Короче, мы сейчас поговорим о наших обязанностях перед людьми, которые сами не заморачиваются ни обязанностями, ни ответственностями, ни собственной жизнью.
Я думаю, многим из нас не помешает развить в себе немного жесткости и даже жестокости по отношению к людям.
Точнее, нет, это даже не жестокость, это сухой, объективный взгляд на людей, которые нас окружают, и на жизнь.
Буквально недавно я читала на пикабу прекрасную историю, жаль не могу нагуглить оригинал.
Одна девушка писала, как начала поднимать нехитрый бизнес другой девушки, небольшой магазинчик эзотерических товаров. Который был убыточен. А на хозяйке висело 4 кредита.
Она брала их на товар, закупала, продавала как хотелось, деньги расходились, снова кредит.
Хозяйка магазинчика просто выкидывала все документы, мол, «ой, я в этом ничего не понимаю, я этого всего боюсь».
Умная девушка впряглась, проанализировала, систематизировала, навела порядок, создала отчётность, выровняла дела, потихоньку погасила кредиты.
Через время они рассорились с хозяйкой и девушка ушла, оставив магазинчик, который уже работал в плюс.
А ещё через год она узнала, что магазинчик снова почти банкрот, в нём не существует отчётной документации, а на хозяйке висят новые кредиты.
Я безоговорочно верю в эту историю. Я такое с людьми наблюдаю и в своем окружении.
У человека кругом бардак, какие-то нелады с документами, огромные долги по квартире. Человек не маргинал, нет, и даже, вроде как, типа старается, но кругом всё равно всё разваливается.
Злой рок и невезение, не иначе.
Когда становится ясно, что всё зашло совсем уж далеко, и теперь уже точно с этим надо что-то делать, человек, конечно, начинает сильно беспокоиться. Он проговаривает это вслух, он, вроде как, даже что-то начинает усиленно решать.. но всё никак.
Собираются родственники, люди хорошие и ответственные (надо ж своим помогать), наводят документальные порядки, гасят долги.
Выровняли всё, ффух, вздохнулось свободно!
. Проходит время и снова у человека кругом бардак и долги. И снова он беспокоится, проговаривает вслух. Он как бы ничего и не просит, но если что, конечно, примет с благодарностью.
Я наблюдаю эту историю уже много-много лет. Много лет по одному и тому же кругу.
Чем больше я живу и вижу, тем больше убеждаюсь в мысли: никого спасать не надо.
Я поубивала в себе излишнюю необъяснимую человечность, я перестала жалеть здоровых сирых и убогих, которым всё как-то не везёт, у меня больше не щемит сердце при виде бомжей.
Я поняла одну важную вещь, и поняла её совершенно четко.
Человек всегда приходит туда, куда сам шёл. Это правило без исключений.
Мы всегда получаем свою жизнь как следствие своего образа мышления. И как следствие своих действий.
Если ты не склонен отвечать за свою жизнь, если ты не решаешь никаких вопросов, то, конечно, рано или поздно у тебя всё начнёт разваливаться. Это ж понятно, да?
Я не знаю никого, кому хронически нечего было бы есть, из тех, кто к этому целенаправленно не идёт. Ленью, например.
Я не знаю никого, у кого есть огромные долги и кредиты, из тех, кто действительно ответственно относится к собственной жизни.
Это ведь не бедность. Это просто бездумность и авось.
Поэтому людей, которые, например, хронически в долгах, никогда не наполнить. Это не невезение на самом деле, и не нависший злой рок.
Человек всегда сам, всё сам.
Поэтому одну вещь надо уяснить себе накрепко и намертво: вложения в «спасемых» людей никогда не оправдываются. Никогда и ничем. И они ничего не исправляют. Никогда. Это вложения в никуда.
А потом ты хватаешься за их жизнь, начиная исправлять, устаканивать и налаживать, потому что тебе, ответственному, кажется, что в такое можно попасть только случайно и надо выкарабкиваться поскорее, и стоит только протянуть им руку помощи…
Спасающие, мужественно берущие на себя ответственность за качество жизни проблемных людей, не понимают одного.
И вот это я выделю: им так норм!
А этим, вечно проблемным людям, просто реально не надо.
Зато они, сидя без денег, получают какие-то другие ништяки.
За деньги, во-первых, всегда надо несколько горбатиться. Они не горбатятся.
Во-вторых, деньги приобретаются в обмен на время. Они просто не отдают своё время на деньги.
Они начинают напрягаться сами только когда уже реально подгорает жопа.
И то, как напрягаться… начинают ныть, иметь тоскливый безысходный вид несчастного потеряшки, манипулировать и вселять в окружающих чувство вины.
Он натурально знает, зачем он так живёт и почему он так живёт.
Это наружу он несчастный, тоскливый, безденежный и ему нечего кушать. Внутри он имеет всё, что ему на самом деле нужно.
Добби свободен, короче.
Никогда не пропадают.
Да, они ничего с этим не делают и не будут делать.
Зачем, если они точно знают, что всё как-то решится само.
Потому что пожрать такому человеку пространство и так всегда что-то подкинет, да и всё остальное всегда кто-то решит.
Они и решают все их проблемы.
Для девушки это звучит дико и странно: ну как это- сидеть без денег.
О боже, это ведь крах-беда, когда он останется без средств!
А как же ж жить? А как же ж качество жизни?
О боже, что же с ним будет, если не я?
А всё хорошо у него будет.
А есть ему на что жить. Как-то находится. Вот у него сейчас девушка нашлась. Пока можно девушку потихоньку поддаивать.
Я подозреваю, он и девушке-то не бомжом достался и не у помойки несчастного она его нашла.
У него, наверняка, была одежда и он вряд ли ходил голодным.
И я сейчас, наверняка, даже очень угадаю, если скажу, что у него, конечно, всегда были некоторые… перебои.
Потому что у таких товарищей они всегда есть. Всегда, по жизни.
Им периодически нечего есть, негде жить… у них временные финансовые трудности, ага.
Но как-то же они вполне себе живут. И до старости так доживают.
И смотреть на это надо трезво и четко понимая: трудности ведь не у него.
У него по сути вообще проблем нет. Его кормят, ему всячески помогают, он тратит чужие деньги, которые ему достались вообще просто так, он не станет выплачивать кредит.
Это не у него проблемы. У него нет проблем.
Он не несчастный ребенок, у него такой способ жизни, в котором и напрягаться никак не приходится, и отвечать ни за что не надо, и все равно все как-то приходит само.
А перестанет приходить отсюда… ну так, много ли мы видим на улицах умерших раздетых и голодных?
Они ведь просто паразитируют. Это ведь просто способ выживания. Неужели не ясно.
Причём, это может быть даже без какого-то особого злого умысла, просто… просто образ мышления такой: ну ты же можешь, ну чего тебе стоит, а раз ты можешь, то давай, делись с ближним. У тебя же есть возможность.
А когда ты не захочешь отдавать им свои, трудом заработанные возможности, они на тебя просто обидятся.
Потому что ты им отдал всё, ещё и остался должен.
И с чувством вины, да. Потому что он ведь несчастный, а ты ведь можешь.
И ты изнашиваешься в хлам. Только ты. У него проблем нет.
Они не пропадают. Они просто присасываются к другим. У них такой образ жизни.
Никогда никого не спасайте.
Они на самом деле имеют от жизни свои ништяки.
Как всегда, настоящее искусство в том, чтобы найти свою меру между крайностями. Гордынька со стиснутыми зубами «я всего добьюсь сам, соло, и вам, враги, никогда не буду должен!» — тоже ни черта хорошего.
Наше сходство с собаками
а официально называется:
Выученная беспомощность нелюбви
Один из главных вопросов, которым я задавался, когда начал изучать психологию:
– Почему одни люди пытаются изменить свою психику, а другие нет?
Ведь психологические проблемы есть у всех. Каждому человеку полезно порефлексировать на свои мысли, желания и страхи. Но при этом кто-то готов это делать, а кто-то нет. Сегодня я знаю ответ на этот вопрос – выученная беспомощность.
Выученная беспомощность – это психологический феномен, открытый и доказанный психологом Мартином Селигманом полвека назад. Чтобы лучше объяснить суть феномена, я кратко перескажу самый известный эксперимент Селигмана.
Итак, группа учёных под руководством Селигмана взяла три группы собак и поместила их в большие клетки. Первая группа собак получала лёгкие удары током через пол клетки, при этом рядом была кнопка, на которую собака могла нажать носом, чтобы отключить ток, что она и делала спустя какое-то время. Вторая группа также получала удары током, но не могла самостоятельно отключить ток, он отключался только если собака из первой группы нажимала свою кнопку. Другими словами, собаки из второй группы никак не контролировали свои страдания. Собаки из третьей группы не подвергались никакому воздействию тока, а просто сидели в клетке.
После этого всех собак поочереди помещали в одинаковый бокс, на пол которого также подавался ток, но в этот раз каждая собака могла выпрыгнуть из бокса через перегородку в другой бокс, где тока не было.
Как же повели себя собаки из разных групп?
Собаки первой группы (из клеток с кнопкой) сразу перепрыгивали через перегородку, чтобы избавиться от боли. Собаки третьей группы, которые не получали тока, также перепрыгивали в другой бокс. Интереснее всего поступали собаки второй группы, которые в первой части эксперимента не могли остановить удары током. Эти собаки даже не пытались перепрыгнуть через перегородку бокса, сначала они просто ходили по боксу, а потом ложились на пол и продолжали терпеть удары током.
Так Селигман открыл феномен выученной беспомощности, который можно описать следующим образом – беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Другими словами, мы становимся беспомощными, если привыкаем к тому, что от наших активных действий ничего не зависит, и мы никак не можем повлиять на проблемы вокруг нас.
Теперь отвлечёмся от собак и поговорим о людях.
Мы приобретаем негативные психологические убеждения о допустимости жестокости, своей непривлекательности или неспособности в детстве, когда видим соответствующие подкрепления. Будучи маленькими мы чаще всего неспособны повлиять на отношение к нам и поэтому смиряемся с тем, какое есть, а когда вырастаем и получаем возможность разобраться со своими демонами уже считаем это бесполезным.
Тоже касается более простых убеждений. Берём родителей, которые с детства навязывают ребёнку свои желания, говорят, как нужно себя вести и не поощряют самостоятельность. Предположим, что иногда ребёнок даже пытался сопротивляться. Но опять же, видя бесполезность своих усилий, со временем он решает, что это не имеет смысла. И когда он вырастет и будет иметь возможность следовать независимым «хочу», он не сделает этого, потому что уже слишком привык, что это ничего не изменит.
Важно понять, что выученная беспомощность – это тоже внутренний механизм борьбы с тревогой. Когда ребёнку в детстве причиняют боль, у него есть два варианта:
– Пытаться бороться и получать ещё больше боли.
– Считать, что он заслужил это, и смириться.
С точки зрения мозга второй вариант более предпочтительнее, потому что тратит меньше психической энергии. Проблема в том, что во взрослой жизни уже первый вариант становится менее тревожным, потому что мы обладаем большим выбором и самостоятельностью, чтобы не испытывать душевную боль. Мы можем говорить о своих желаниях и уйти от любого человека, который их не принимает. Мы можем самостоятельно нести ответственность за свои решения и учиться на своём опыте. Но… Нас уже научили беспомощности.
Я не могу дать один совет, как это исправить. Хотя и очень хотел бы. Чтобы начать менять свою психику важно сделать несколько шагов: понять, что ты страдаешь, найти источник этих страданий и путь наружу. Осознание выученной беспомощности помогает сделать первые шаги. Но главное, оно помогает понять:
Мы не рождены беспомощными. Мы этому научились. А это значит, что можно научиться быть сильными.
Выученная беспомощность
Как избавиться от выученной беспомощности
Выученная беспомощность – это психическое состояние человека, в котором проявлена пассивность и нежелание преодолевать препятствия в жизни. Даже если ситуация предоставляет благоприятные условия, человек не стремится что – либо менять или же прекращает работать над задачей, при возникновении сложностей.
Эксперимент на собаках
Синдром выученной беспомощности впервые описали американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер в 1966 году. Проводился ряд экспериментов на собаках, с использованием разрядов электрического тока.
Алгоритм экспериментов выглядел так:
В одной группе животных подвергали болезненной стимуляции током. Через некоторое время испытуемые смирялись, забивались в угол и не двигались. После этого собак помещали в другую камеру. Здесь располагался рычаг, который отключал электричество. Собаки сохраняли пассивность, продолжая терпеть.
В другой группе животных изначально помещали в камеру с рычагом. Собаки совершали многократные попытки избавиться от болезненных разрядов тока. В конечном итоге у них получалось найти рычаг.
Мартин Селигман предположил, что пассивность животных возникала на основании прожитого опыта и подобное поведение так же свойственно человеку. То есть если человек терпит неудачу в одном жизненном аспекте, то прекращает подобную деятельность и в других сферах жизни. Данный феномен у людей чуть позднее выявили многочисленные эксперименты ученых (Хануза, Шульц, Хирото и др.).
Результаты экспериментов на людях
Дональд Хирото проводил эксперименты на людях под воздействием сильного неприятного звука. Результаты оказались схожими с экспериментами над животными.
Согласно теории М. Селигмана, при негативном жизненном опыте человек убеждается в собственной беспомощности. В последующем, проявляет пассивность, не оценивая собственные ресурсы. Пессимистичный стиль объяснений человека с большей долей вероятности приводит к состоянию депрессии. Депрессия, тревога, подавленное состояние непосредственно влияют на физиологические процессы организма. Таким образом, утверждение, что оптимисты живут дольше и болеют меньше – научно обосновано.
Селигман писал, что женщины в большей степени склонны к депрессивным состояниям, потому что чаще размышляют о ситуации, прокручивая ее в голове. Мужчины же предпочитают действовать, менее склонны впадать в мысленные проигрывания негативных сценариев.
При выученной беспомощности дефицит может проявляться в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и познавательном.
1. Поведенческий: человек не проявляет инициативных действий, не вмешивается в ситуации. Как будто «плывет по течению».
2. Познавательный: ограничение когнитивных функций в обучении новым действиям. Человек попросту не усваивает, блокирует новую информацию.
3. Эмоциональный: человек испытывает подавленное, стрессовое, депрессивное состояние, обусловленное ощущением бесплотности совершаемых действий, чувством собственной никчемности.
Ситуативная и личностная беспомощность
Различают ситуативную и личностную беспомощность.
1. Ситуативная беспомощность проявляется как временная реакция человека в неподконтрольных ситуациях.
От того, каким образом трактуется собственная неудача, будет зависеть, возникнет ли состояние беспомощности у человека. Ситуация воспринимается в пессимистичном («Не могу это контролировать») или в оптимистичном стиле («Я прилагаю недостаточно усилий»).
2. Личностная беспомощность – постоянная характеристика, которая формируется по мере развития личности. На возникновение синдрома влияет окружающая среда, семья.
Селигман отмечал, что выученная беспомощность формируется уже к 8 годам. Проявления видны в поведении ребенка: в степени самостоятельности и вере в успех.
Источники формирования беспомощности
3 источника формирования синдрома выученной беспомощности в онтогенезе:
1. Неблагоприятные ситуации, которые ребенок не способен контролировать (обиды и критика со стороны родителей и других взрослых, утрата близких, серьезные болезни, разлука и пр.). При этом, если травматичный опыт потерь будет смягчен, у личности сформируется представление о том, что негативные события временны (М. Селигман). В противном же случае происходит фиксация на негативе.
2. Пассивное наблюдение неблагоприятных событий, в которых проявлена беспомощность людей (военные потери, жертвы терактов и пр.).
3. Желание родителей делать что-то за ребенка приводит к тому, что у него возникает дефицит личного опыта взаимодействия с реальностью. Семья играет ключевую роль в формировании беспомощности, о чем свидетельствуют современные исследования. У родителей детей с личностной беспомощностью и у родителей самостоятельных детей обнаружены существенные различия в стилях воспитания (Циринг Д.А.).
Ф. Финхам и соавторы утверждали, что синдром выученной беспомощности относительно устойчив. Бернс и Селигман считали, что беспомощность остается в жизни человека постоянно. Правда, Селигман в дальнейших исследованиях доказывал, что если есть выученный пессимизм, то есть и обратная сторона: выученный оптимизм.
Как избавиться от выученной беспомощности
В книге «Как научиться оптимизму» Мартин Селигман указывает на то, что оптимистичный стиль поведения как противоположный полюс беспомощности может быть использован человеком, который прилагает сознательные волевые усилия.
Мысли человека о том, что попытки действовать не приведут к желаемому результату – блокируют активность, сводят к нулю результаты. Парадоксальность явления состоит в том, что наше мышление формирует внешние события. Мы трактуем события в негативном или позитивном ключе и создаем свое отношение к нему. Это отношение влияет на наши дальнейшие действия и получаемые результаты.
Селигман указывает на 3 параметра стиля объяснения. Анализ параметров дает ключ к преодолению выученной беспомощности:
Пессимисты убеждены, что неприятности носят устойчивый характер и при мыслях об этом у них опускаются руки («Начальник постоянно меня критикует», «Я – никчемная личность»). Оптимисты верят, что неприятные события – это временное явление («У начальника просто дурное настроение», «Я сегодня не в форме»).
Пессимисты объясняют собственные промахи универсальным образом, даже если проблема возникла в одной узкой области («Все мужчины – идиоты»). Оптимисты находят конкретные объяснения для сложной ситуации, при этом нормально функционируют в других ситуациях или сферах жизни («С этим мужчиной мы не нашли общий язык»).
При возникновении неприятностей человек винит себя или обстоятельства. Как правило, люди с заниженное самооценкой, в большей степени склонны к пессимистичному стилю. При адекватном уровне оценки себя человек способен принимать на себя ответственность, при этом не погружается в самокритичные суждения.
От синдрома беспомощности невозможно избавиться и его наличие не представляется критичным. Важно понимать то, что в разных жизненных ситуациях мы проявляем разные адаптивные стили, при этом общие стратегии жизни будут весьма эффективны. Пессимизм укрепляет нашу связь с реальной жизнью и помогает трезво оценивать разные ситуации. Оптимизм, как «жизнь в розовых очках» сам по себе не всегда оправдан. Можно выбирать оптимистичный стиль поведения, но если это оправданно – брать в расчет и пессимизм.
Важно спросить себя, какова цена ошибки в конкретной ситуации? Каковы будут последствия? Если эта цена велика, то оптимистичный стиль будет неверной стратегией. Важно идти рациональным путем, действуя осторожно с минимальными рисками. Когда вариант ошибки – не критичен, навыки оптимизма оправданы. Мы можем идти на риск, получать новый опыт.
Таким образом, важно научиться переключать фокус восприятия и понимать, что мы всегда разные. Вот некоторые способы, которые в этом помогут:
1. Отследите связь между ситуацией, убеждением и последствиями. Важно увидеть в контексте собственной жизни, что пессимизм порождает пассивность, уныние, тогда как оптимизм взращивает энергию и энтузиазм.
«Я устроился на новую работу, но чувствую себя неуверенным среди профессионалов в этом коллективе». (Неприятность).
«У меня ничего не получится. Я слишком мало знаю и не имею нужного опыта. Я неудачник по сравнению с ними». (Убеждение).
«Я уволился из компании по собственному желанию, я чувствую, что мне там не место». (Последствие).
2. Работайте с негативными мыслями. Убеждения рождают состояние, которое в свою очередь влияет на конечный результат. Механическое повторение позитивных убеждений не дает стойкого результата и часто вызывает внутреннее сопротивление. Преодолеть негативизм можно на уровне критического переосмысления.
Переключитесь на что-то другое, когда возникает привычный поток негативных мыслей;
Оспаривайте негативные убеждения, ищите доказательства того, что они ошибочны;
Дистанцируйтесь в ситуации возникновения негатива, посмотрите на все из позиции третьего лица. Это поможет избежать чрезмерных эмоций.
3. Обращайте внимание на оценку себя. Насколько высока ваша значимость в собственных глазах? Часто люди обесценивают самих себя, не придают должного значения каким – то своим навыкам и качествам. Ведение «Дневника успеха» – хорошая письменная практика для фиксации удачных действий, результатов усилий, личностных изменений.
4. Чаще думайте о позитивном в жизни. Погружайтесь в приятные воспоминания прошлого и мечты о будущем. Вспоминайте те ситуации, в которых вы чувствовали себя победителем, ощущали успех. Примите то, что вам есть чем гордиться и позвольте себе снова окунуться в эти ощущения.
5. Помните, что сама беспомощность может быть некой данностью в жизни. Но ее можно преодолевать за счет принятия ответственности на себя. Если вы сами управляете своими мыслями, вы будете управлять своей жизнью.
Беспомощность формируется на начальных этапах развития личности ребенка и часто зависит от стиля воспитания родителей, окружающего мира в целом;
Беспомощность бывает ситуативной или личностной;
Личностная беспомощность влияет на физическое состояние человека, здоровье;
Противоположным стилем беспомощности поведения выступает оптимизм;
Оптимистичные люди имеют более адаптивный стиль поведения и могут быть эффективнее в жизни;
От беспомощности невозможно избавиться, важно учиться переключать фокус восприятия в разные полюсы шкалы пессимизм-оптимизм;
Оптимизму можно учиться и при желании трансформировать собственную жизнь.