- Что значит в большинстве в хоккее
- Варианты для игры в большинстве по схеме «1–3–1» внутри зоны
- Игра в большинстве
- Игра в большинстве
- Игру в большинстве до сих пор оценивают необъективно. Нужны новые критерии: учет ситуации и выхода удаленного, время розыгрыша
- Глава 8. Игра в большинстве (продолжение)
- 8.4 Эффективное большинство без контратак обороняющейся команды
- 8.5 Новый способ измерения эффективности игры в большинстве
- 8.6 Итоговые мысли об игре в большинстве
- Ставки на драку, гол в большинстве (меньшинстве) или в пустые ворота в хоккее
Что значит в большинстве в хоккее
Игра в большинстве по схеме 1–3–1 – это одна из недавно появившихся схем, которые сегодня используются немногими командами. Фактически в ней присутствуют два сильных фланга, а шайбу можно контролировать на любом из флангов. Можно легко переключаться с одной стороны поля на другую, от центра к области за воротами, чтобы вывести шайбу из-под давления или создать голевой момент. В этом случае также крайне важно присутствие игрока у ворот.
В этой схеме ключом к успеху являются трое ведущих игроков, которые должны сосредоточиться на совершении бросков или бросков в одно касание. Такая схема игры в большинстве представляет сложность для организации обороны со стороны спецбригад меньшинства из-за наличия вариантов развития с обоих краев.
Игроки «полуборта» (Half-Boards) с правой и левой стороны
Нужно сделать такую расстановку, чтобы игрок, совершающий броски с правой руки, находился у левого борта, а левша – у правого. Эти двое игроков, безусловно, являются разыгрывающими. Оба должны угрожать броском или имитировать бросок и отдавать пас, не теряя, однако, спокойствия под давлением. Они прежде всего должны постараться вывести шайбу к находящемуся в дальней части зоны защитнику и не форсировать игру у ворот: нередко такая возможность открывается после того, как игрок подхватил отскочившую шайбу.
Игрок в середине поля
Игрок слота
Это может быть защитник, который едет в глубь зоны, или нападающий, играющий в оборону, а затем перемещающийся на слот. Нужно направляться в эту позицию, как только шайба оказывается под контролем. В зависимости от того, правша защитник или левша, он должен быть готов на одном краю к стремительному броску, а на другом – к пасу с броском. Пас с броском – это прием, когда находящиеся на внешнем фланге игроки совершают бросок на клюшку партнера на слоте, чтобы тот перенаправил шайбу в ворота. Игрок слота должен перемещаться в этой площади для отвлечения спецбригады меньшинства. Очень важно, чтобы этот игрок был готов подстраховать обоих игроков полуборта, когда они испытывают затруднения.
Игрок у ворот
Игрок у ворот, как видно из названия, действует в зоне ворот, если не требуется его помощь в выведении шайбы. Он может предлагать себя для игроков сильного фланга, совершения низкой передачи и возможности выполнить быстрый пас внутрь площадки. Это отличная стратегия, однако игроку приходится оценивать ситуацию: собираются ли находящиеся дальние игроки совершить бросок или им потребуется вариант снизу. Сохраняйте активность и в нужное время выходите на линию огня.
Варианты для игры в большинстве по схеме «1–3–1» внутри зоны
Ниже приведены четыре варианта для игры в большинстве по схеме «1–3–1». Как и в случае игры в большинстве с укрепленным флангом, все они должны быть до автоматизма отработаны на тренировке. В зависимости от уровня мастерства участвующих игроков, а также от того, какое противодействие оказывает спецбригада команды противника, какие-то варианты будут более удачны, чем другие. Тренеры должны подготовить подопечных к давлению игроков меньшинства, с которым они могут столкнуться, чтобы хоккеисты заранее знали, на каких игровых эпизодах сконцентрироваться. Обратите внимание, что все варианты могут выполняться с любого края.
1. Точечный бросок (рисунок 5.17)
2. Бросок от полуборта или поперечный пас (рисунок 5.18)
Нападающий F1 отдает пас защитнику D1. Защитник D1 делает передачу нападающему F2, который может совершить бросок или отдать шайбу нападающему F1. Во время игры в большинстве поперечный проход через площадку открывается несколько раз. Этот вариант более сложен для исполнения, поскольку, чтобы выполнить пас поперек площадки и совершить бросок в одно касание, требуется мастерство. Удачное обманное движение нападающего F2 открывает свободный проход для нападающего F1. Нападающий F3 плотно заслоняет вратаря. Защитник D2, нападающий F1 и нападающий F2 сближаются для совершения броска после отскока.
3. Игра внутри площадки (рисунок 5.19)
Нападающий F1 отдает пас защитнику D1, который пасует нападающему F2. Нападающий F2 имитирует бросок и выполняет пас внутрь площадки защитнику D2, чтобы тот мог совершить бросок в одно касание или сменить направление игры. Схему игры внутри площадки можно выполнять с любого края. Защитник D2 должен быть готов к пасу. Нападающий F3 плотно заслоняет вратаря. Нападающий F1 и нападающий F2 сближаются для совершения броска после отскока. В зависимости от того, правша или левша защитник D2, у него появляется возможность для стремительного броска или отражения паса с броском.
4. Игровой эпизод с открытым игроком в глубине зоны (рисунок 5.20)
Нападающий F1 отдает пас защитнику D1. Защитник D1 пасует нападающему F2. Нападающий F3 открывается из-за ворот (в этом случае он будет левшой). Нападающий F2 делает передачу нападающему F3. Нападающий F3 направляет шайбу внутрь площадки защитнику D2 или на задний фланг нападающему F1. Нападающий F3 также может довести шайбу до ворот. Этот вариант очень сложен для обороны.
Игра в большинстве
Что такое «игра в большинстве» в хоккее с шайбой?
Как понять выражение «игра в большинстве»?
Что означает хоккейный термин «большинство»?
Игра в большинстве – это ситуация, когда одна из команд имеет численное преимущество из-за удаления игрока (игроков) другой команды.
Игра в неравных составах кардинально отличается от расклада «5 на 5». Команда, имеющая преимущество в одного или двух игроков, получает отличный шанс забить гол. Максимально возможное большинство – это игра «5 на 3». Имея даже на одного хоккеиста больше, команда практически все время проводит в зоне соперника. Противник сосредотачивает свои усилия просто на выносе шайбы и «убивании» штрафного времени своего партнера.
Если судья назначил малый штраф (2 минуты), а команда реализовала свое большинство, то игрок покидает скамейку штрафников. Если нарушитель получил большой штраф (5 минут), то даже взятие ворот не прерывает его наказание.
Успешная игра в большинстве строится на следующих принципах:
Если команда придерживается этих правил, то вероятность реализации большинства значительно возрастает. Важно отметить, что броски должны осуществляться исключительно с выгодных позиций. В противном случае шайба становится легкой добычей вратаря или блокируется защитниками. Любая потеря или остановка игры на руку команде, которая находится на площадке в меньшинстве.
Турнир:
Чемпионат Португалии. Примейра
Игра в большинстве
Игра в большинстве – игровая ситуация, при которой команда имеет численное преимущество перед своим соперником. Это возможно в результате отбывания наказания игроком противника.
В матче коллектив может получить численное преимущество до двух (в редчайших случаях до трех) игроков на площадке. Судья встречи может наказать максимум двоих игроков противника. Соответственно, игрой в большинстве будут считаться случаи «5х4», «5х3». Это означает, что в составе одной из команд на льду присутствуют 5 игроков, а у другой 4, либо 3 соответственно. Однако могут быть моменты, когда удаляют 2-х спортсменов в одной команде и 1-го в другой. Тогда игра будет проходить «4х3». Это также считается игрой в большинстве.
В конце матча тренер может менять голкипера на шестого полевого игрока. Тогда игровой эпизод также проходит в неравных составах, хотя в таком случае не употребляется термин «игра в большинстве». Однако, как раз в том редчайшем случае, когда удалены два игрока в одном коллективе, а их противник снимает вратаря, то игровой эпизод может выглядеть, как игра «6х3» (шесть полевых игроков против троих). Это в таком случае также будет трактоваться, как игра в большинстве. Т.е. для игры в большинстве обязательным условием является удаление одного из хоккеистов.
Игру в большинстве до сих пор оценивают необъективно. Нужны новые критерии: учет ситуации и выхода удаленного, время розыгрыша
Во второй – и заключительной – части восьмой главы книги «Хоккейная аналитика. Кардинально новый взгляд на игру» речь идет о том, как стоит оценивать действия команды в большинстве. Из приведенных здесь идей лично мне понравились две.
Во-первых, что розыгрыш большинства не совсем заканчивается с выходом на лед удаленного игрока. Слишком уж часто голы забиваются буквально через пару секунд после окончания штрафа.
И, во-вторых, после того, как команды повально перешли на схему 1-3-1 в большинстве, контратаки действительно стали таить в себе серьезную угрозу. В связи с чем мы то и дело видим «бегунков» в бригадах меньшинства. Причем если раньше это было только в НХЛ, то теперь это есть и в КХЛ. Например, «Торпедо» выпускает с этой целью Дамира Жафярова, а «Сочи» – Игоря Руденкова.
Напоминаю, что если вам нужны книжки Шона и Фила в формате EPUB, то напишите мне здесь – в личку на Sports.ru.
Если хочется помочь проекту материально, то внизу есть номер нашей карты.
Глава 8. Игра в большинстве (продолжение)
8.4 Эффективное большинство без контратак обороняющейся команды
В январе 2016 года Арик Парнасс, ныне работающий аналитиком в «Колорадо», представил «Проект спецбригад». Парнасс собрал оригинальные данные по спецбригадам большинства шести команд, что стало первой попыткой собрать оригинальные данные исключительно по спецбригадам. (30)
Часть исследования Парнасс посвятил категоризации бросков, которые чаще остальных вели к взятию ворот в большинстве. Во-первых, он обнаружил, что броски из зоны опасности составляли 43,5% от общего количества бросков в большинстве, а также они привели к 68,1% голов в большинстве.
Это идеально сочетается с нашим исследованием о позиционной игре, согласно которому команды должны любой ценой охранять зону опасности перед своими воротами. Мы обнаружили, что команды значительно более эффективно действовали в большинстве, если соперник оставлял неприкрытым игрока перед воротами. Провал обороны не значит, что именно открытый игрок на пятаке забросил шайбу (например, он мог помочь взятию ворот, закрывая обзор вратарю). Однако подобные провалы обороны зачастую ведут к тому, что шайба оказывается на крюке открытого игрока на пятаке.
Парнасс также выяснил, что броски в касание с передач через «челночный путь» составляют 3,7% всех бросков и на них приходится 14,9% голов. Подобные передачи доступны редко, поскольку являются следствием серьезной позиционной ошибки обороны. Но если такая передача проходит – она невероятно эффективна.
Доказательств влияния позиционных ошибок в обороне на эффективность розыгрыша большинства уже и так хватает. Но сейчас мы развеем последние сомнения.
Броски «со скрином» составили 24,9% всех бросков и 21,3% голов. Они не столь эффективны, как описанные выше типы бросков. Это видно и из того факта, что их процентная доля среди бросков выше, чем в голах. Тем не менее, на них приходится внушительная доля голов в большинстве. Закрывать обзор вратарю проще, если тебя никто не держит на пятаке.
Подправления составили 4,3% бросков и 12,8% голов. Отметим, что некоторые голы попадали в несколько категорий. Как и в случае с предыдущими типами бросков, подправления, как правило, тоже коррелируют с провалами обороны.
Броски на добивании составили 8,8% всех бросков и 19,1% голов. Это можно рассматривать как подтип бросков из зоны опасности. Для этого типа бросков особенно характерны провалы обороны.
На вышеперечисленные категории приходится 71,6% бросков и 95,7% голов. Мы и так уже знали, что голы в большинстве забивают не за счет контратак и что к ним ведут позиционные ошибки обороны. Статистика Арика, представленная в таблице ниже, дает более детальную картину о том, как провалы и другие типы ошибок обороны негативно сказываются на игре в меньшинстве.
Такое дробление типов голов помогло нам понять, где надо располагаться игрокам бригады большинства, чтобы оптимизировать свою эффективность. Самый очевидный момент – это то, что один игрок должен быть перед воротами. Совершенно необязательно, чтобы он находился там без движения. Например, во время розыгрыша он может ездить буквой V из стороны в сторону, периодически занимая пространство непосредственно на пятаке. Помимо этого игрока командам имеет смысл нагружать зоны опасности и его партнерами. Если говорить еще конкретней, то лучше всего наносить броски с пятака (в идеале после передач через «челночный путь»).
Если мы хотим оптимизировать мощь бригады большинства, пожалуй, нет лучше расстановки, чем 1-3-1. В 2012 году Адам Оутс поставил эту схему в «Вашингтоне» (в укороченном локаутом сезоне), что вдохнуло новую жизнь в бригаду большинства «столичных». В сезоне-2012/13 они реализовали 26,8% розыгрышей лишнего. Лучшего результата с тех пор не достигала ни одна команда.
Если мы хотим оптимизировать мощь бригады большинства, тогда логичнее всего выпустить на лед четверых нападающих. В схеме 1-3-1 нужен лишь один игрок на синей линии. Остальные четыре игрока располагаются в привычных для нападающих местах. От них требуется делать хорошие передачи и наносить точные броски на маленьком пространстве.
Контратаки в меньшинстве – вполне реальная угроза для бригад большинства. Многим командам еще далеко до того, чтобы оптимизировать этот аспект, однако голы в меньшинстве забиваются чаще, чем вам кажется. При игре в равных составах без контратак и провалов обороны, нападение добивается успеха в 0,6% случаев. При игре в меньшинстве команды реализуют 2,0% атак. Шансы команды на взятие ворот при игре в меньшинстве вырастают в три раза по сравнению с обычным владением в равных составах, где соперник не допускает грубой ошибки в обороне.
Это не означает, что командам надо стремиться к тому, чтобы играть в меньшинстве. Нападение более эффективно при розыгрыше большинства, нежели чем в равных составах, а потому в сухом остатке преимущество все равно будет внушительно на стороне команды, играющей в большинстве. Также стоит отметить, что хоть команда, играющая в меньшинстве, и реализует 2% своих атак, количество этих атак меньше, чем в равных составах. Зачастую максимум, что обороняющейся команде удается сделать – это вытолкнуть шайбу из своей зоны, где соперник ее подбирает и начинает новую атаку.
И все же статистика демонстрирует, что бригада меньшинства может нести в себе бóльшую угрозу, чем принято считать. Если игровая ситуация требует риска, для этого прекрасно подойдет атакующая схема 1-3-1. Если же команда контролирует ход встречи, ей нужна какая-то альтернатива.
У типичной расстановки 1-3-1 в большинстве есть две слабости. Первая лежит в самом подборе исполнителей. В целом, нападающие не столь хороши, как защитники, когда им надо ехать спиной к воротам и обороняться против контратаки. Совершенно очевидно, что выставляя на лед четверых нападающих, команда ослабляет свою обороноспособность против контратак. Полевых игроков делят на нападающих и защитников, но в обеих группах есть спектр оборонительных и созидательных навыков. Некоторые нападающие лучше играют в защите, а некоторые защитники лучше играют в нападении. Брент Бернс представляет собой удивительный пример гибкости в этом отношении. Если командам удастся найти и развить подобных разносторонне развитых игроков, это позволит им выставить на лед бригаду большинства, которая будет обладать практически такой же мощью, как группа из четырех нападающих, но при этом не жертвовать вторым защитником.
Вторая слабость схемы 1-3-1 в большинстве лежит в ее позиционной расстановке. Она регулярно приводит к ситуации в зоне атаки, в которой в случае перехвата шайбы обороняющаяся команда может убежать 2-в-1.
К счастью, это ситуацию можно довольно легко исправить. После передачи на фланг, игрок на дальнем краю может откатиться назад к синей линии.
Один из пятаков остается при этом свободным. Этим придется пожертвовать, но не просто так. У нападения теперь есть два игрока, которые могут занять три опасные позиции. Эти два игрока могут свободно ротироваться, чтобы оказать лишнее давление на бригаду меньшинства.
Команды НХЛ разрабатывают стратегии, чтобы использовать в своих интересах ограниченную обороноспособность современных схем для игры в большинстве. Нападение сделало смелый шаг со схемой 1-3-1 в четыре нападающих. Оборона нашла ответ в лице контратак. Настало время, чтобы нападение ответило на этот контрвыпад своим. Если команде не нужно забивать во что бы то ни стало, схема большинства должна учитывать возможность контратаки соперника, играющего в меньшинстве, и действовать соответствующе.
8.5 Новый способ измерения эффективности игры в большинстве
Самым распространенным способом оценки игры в большинстве является «эффективность реализации численного преимущества» – процент розыгрыша большинства командой или конкретной бригадой, заканчивающегося взятием ворот. Эти показатели эффективности часто разбивают по численному перевесу, чтобы отличать розыгрыши 5-на-4 от ситуаций 5-на-3.
Мы предлагаем внести четыре изменения в эти традиционные способы измерения эффективности игры в большинстве. Мы уже обсудили первые два изменения, но для удобства повторим их и здесь.
1. Эффективность сухого остатка. Команды, играющие в большинстве, тоже пропускают. Если команда действует более агрессивно в большинстве (например, выпускает больше нападающих и играет глубже в зоне атаки), соперник, играющий в меньшинстве, будет стараться ответить контратакой с численным перевесом. В таких условиях бригада большинства может забить больше голов, но также и пропустит больше, что в сухом остатке скажется на ее эффективности. Таким образом, в основе правильной оценки игры в большинстве в будущем должен служить сухой остаток – показатель количество заброшенных шайб за вычетом пропущенных.
2. Расширение рамок владения. Если игрок выходит со скамейки штрафников, получает передачу и уходит «в ноль», эта ошибка должна быть записана на бригаду большинства. Та же логика действует, и если бригада большинства забрасывает шайбу сразу после того, как на лед выходит оштрафованный игрок и со всех ног бросается в оборону – эта шайба должна быть записана на бригаду большинства. Если на момент начала владения шайбой команда находилась в большинстве или меньшинстве, любая шайба, заброшенная на этом владении, должна считаться как гол в неравных составах, даже если время штрафа официально истекло прежде, чем шайба оказалась в сетке.
3. Оценка по 120 секундам розыгрыша. На десятой секунде большинства соперник может получить еще одно удаление, превратив ситуацию в 5-на-3. При нынешней модели эти 10 секунд большинства 5-на-4 засчитываются как полноценный розыгрыш большинства 5-на-4. Похожая ситуация возникает и когда команда получает большинство за 30 секунд до конца матча, без единого шанса отыграть полноценные две минуты. Подобные сокращенные розыгрыши случаются не часто, но эффективность большинства зачастую рассчитывают из малых выборок, а потому каждый реализованный или нереализованный розыгрыш серьезно скажется на этом показателе. Спецбригады неравных составов надо оценивать по эффективности в отношении времени розыгрыша. Мы специально говорим «время розыгрыша». Большинство нельзя оценивать по непосредственно проведенному времени в большинстве, потому что заброшенная шайба обрывает большинство. Большинство (и меньшинство) стоит оценивать по времени розыгрыша, и если при заброшенной шайбе большинство заканчивается, то это засчитывается за полноценные 120 секунд розыгрыша.
4. Учет игровой ситуации. Предположим, что команда получает большинство за три минуты до конца третьего периода при преимуществе в две шайбы. Со стороны этой команды было бы разумно сыграть консервативно. Возможно, стоит сделать выбор в пользу двух надежных защитников и поставить их по углам зоны. Возможно, бригаде большинства стоит просто подержать шайбой и не допустить потерю. При преимуществе в две шайбы в конце встречи было бы глупо раскрываться в обороне, чтобы попытаться забить еще один гол. С другой стороны, бригаде меньшинства придется играть более агрессивно, чем при других обстоятельствах. Это нетипичная ситуация для обеих команд, и ее результат надо расценивать соответствующе. Для верной оценки эффективности спецбригад, подобные примеры должны считаться отдельно.
8.6 Итоговые мысли об игре в большинстве
Бригады меньшинства находятся в менее выгодной позиции, потому что в ее составе на одного (или несколько) человек меньше. Изначальная ошибка лежит в удалении. В связи с чем очевидным предложением является сократить количество удалений.
В сезоне-2016/17 у команд было в среднем по 2,99 большинства за матч. Это был самый низкий показатель по меньшей мере с 1963 года – более ранней статистики у нас нет. Более того, последние 12 лет наблюдается сильная тенденция снижения количества розыгрышей большинства. Отчасти это связано с тем, что лига адаптировалась к изменениям в правилах, принятых после локаута 2004 года. Тенденция также говорит о том, что команды все больше понимают цену удалений, что отражает степень проникновения аналитического типа мышления в хоккей.
Насколько еще упадет этот показатель? Команды хватают удаления по нескольким причинам. Проблема состоит в определении целесообразности этих удалений, потому что это пример особенно глупых ошибок, от которых командам стоит избавиться в первую очередь.
В хоккей надо играть жестко и агрессивно. Можно даже сказать, что команды демонстрируют лучшую игру, играя на грани нарушения правил. Таким образом, некоторые удаления – побочный продукт хорошего хоккея. Другие же удаления просто несуразны – например, когда при равном счете за пять минут до конца третьего периода команда получает скамеечный штраф за нарушение численного состава.
В среднем команды пропускают один гол на пять удалений, что весомо в малорезультативной игре. Но это лишь начало аналитики игры в большинстве. Изучая провалы обороны и контратаки при игре в неравных составах, мы лучше понимаем, от чего зависит эффективность спецбригад. К тому же, это предоставляет информацию, которая полезна и при игре в равных составах.
Понравилось? Поддержи проект рублем! Наша карта – 4274 3200 3863 2371
Ставки на драку, гол в большинстве (меньшинстве) или в пустые ворота в хоккее
С развитием букмекерских контор увеличилось количество видов ставок в различных видах спорта.
Хоккей занимает ведущее место в линиях ставок букмекерских контор. Сама по себе эта игра динамичная, скоростная, что делает ее привлекательной для ставок. Непредсказуемость игры, борьба в матче до последних секунд, сражение настоящих мужчин – это делает хоккей зрелищным и интересным.
В плане тактики хоккейный поединок может оказаться настоящей борьбой философий, которые исповедуют тренеры команд. Молниеносный переход от атаки к защите, прессинг, различные тактичные приемы – все это есть в хоккее.
Составляя прогноз на хоккейный матч, следует учитывать победные или проигрышные серии команд, количество забитых и пропущенных шайб в последних 4-5 играх, травмы основных игроков, статистику домашних и выездных игр клубов.
Ставки на гол в большинстве/меньшинстве букмекерские конторы дают на все матчи НХЛ и КХЛ. В чем особенность ставки? Не секрет, что порядка 40% шайб в хоккейных поединках забивается, когда команды играют в неполных составах, поэтому ставки на реализацию большинства в хоккее весьма интересны. Коэффициенты на такие ставки букмекеры дают небольшие, но шансы на проход ставки довольно велики.
Анализируя игры команд, прогнозисту следует тщательно изучить следующие аспекты:
Ставки на количество набранных штрафных букмекеры предлагают только на крупные соревнования: НХЛ, КХЛ, Чемпионат Мира, Олимпийские Игры. Здесь многое зависит от характера игры хоккейной команды. Недисциплинированные команды легко вычислить по статистике штрафных минут. В матчах принципиальных соперников также никто никого не жалеет, поэтому вероятность штрафов высока.
Гол в пустые ворота – это ставка, которую можно делать как до матча, так и в режиме лайв на последних минутах встречи. По характеру поединка игроку будет легче сориентироваться, брать ли эту ставку в лайве. Все зависит от хода матча: если одна из команд выигрывает в одну (или более) шайбу, то наверняка тренер проигрывающей команды будет менять голкипера на 6-го полевого игрока, что дает шанс их соперникам забросить шайбу в пустые ворота.
Прогноз на драку в хоккее непосредственно зависит от конкретного соревнования, где может произойти это событие. Если в НХЛ драки приветствуются, поскольку добавляют зрелищности матчами способствуют увеличению зрительской аудитории, то в КХЛ и на мировых форумах драки нередко жестко штрафуются.
Разумеется, обращайте внимание на наличие тафгаев или игроков, не боящихся при случае сбросить перчатки. Чем их больше в составах играющих команд, тем выше вероятность того, что ставка на драку в хоккее пройдет.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига