Что значит вариативная часть в учебном плане

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

2ebd6d7d2294933bf26ac13d08d123bb Татьяна Сизонец
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов.А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации.Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

Источник

Вариативная часть программы: как правильно написать?

variativnaya

variativnaya

Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.

Что представляет собой образовательная программа в садике?

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.

deti

Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.

model

Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.

programma

Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

Источник

Основные принципы формирования и возможностей вариативной части учебного плана школы

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основные принципы формирования и возможностей

вариативной части учебного плана школы

Наиболее полно решать эти задачи позволяет вариативная часть учебного плана, которая направлена на создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, готовности к социальной адаптации и профессиональной ориентации. Возможности вариативной части способствуют развитию интересов и склонностей обучающихся, повышают престиж знаний, совершенствуют навыки учебной работы, позволяют реализовать проектную и исследовательскую деятельность.

Для формирования вариативной части необходимо учитывать мотивы всех участников образовательных отношений – обучающихся, родителей и педагогов. В частности, выбор программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют их образовательным потребностям, а также уровню подготовки педагогического коллектива; выбор курсов, которые ориентированы на реализацию творческого потенциала обучающегося, его саморазвитие и самоопределение.

Считаю, что на начальном этапе формирования вариативной части необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей воспитанников, их родителей. Например, анкетирование и опросы среди учащихся, родителей на предмет выявления образовательных потребностей, а также изучение результатов диагностических исследований об усвоении системы знаний и интереса к курсам за прошедший период.

На следующем этапе, этапе наполнения вариативной части, необходимо провести отбор образовательных программ различной направленности из числа созданных самостоятельно педагогами образовательной организации и отвечающих всем предъявляемым требованиям, а также использовать взаимодействие и сотрудничество между школой и ВУЗами, учреждениями культуры, дополнительного образования.

Читайте также:  Что еще вскричал пугачев сверкнув огненными

Вариативная часть учебного плана характеризуется тем, что из предложенного набора курсов ученик может выбрать те курсы, которые ему интересны или нужны. Поэтому для более полного предоставления потребителям образовательных услуг возможности удовлетворения их интересов необходимо создание банка курсов вариативной части. Хочу отметить, что п едагогами нашей школы разработано 47 авторских программ, которые обеспечивают вариативную часть учебного плана. Программы защищены не только на экспертном совете школы, но и прошли экспертизу на областном уровне.

За счет вариативной части проводится предпрофильная подготовка, которая способствует самоопределению ученика относительно профиля обучения в старших классах. В нашей школе в рамках предпрофильной подготовки представлен набор 23 курсов по выбору, в числе которых вызывают интерес у учащихся такие курсы как « Культура великой степи», « Әдебиет – өмір айнасы», « Алтын сандық», « Химия металлов и металлургия», « Введение неорганический синтез », « Бионика», «Практическая геометрия», «Математика. Интеллект. Развитие», «Прикладная физика», «Экология Казахстана», «Удивительный мир геологии», «Естествознание на английском языке». Обозначенные курсы позволяют повысить интерес к обучению, развивают у ребят вкус к научным исследованиям, учат самостоятельному творческому мышлению, воспитывают целеустремлённость и настойчивость.

Вариативная часть на старшей ступени образования способствует подготовке старшеклассников к сознательному выбору профессии, позволяет наиболее полно реализовать идею профилизации школы, играет важную роль в расширении возможностей социализации выпускников, их успешной адаптации в обществе, формировании конкурентоспособной личности. Учитывая потребности участников образовательного процесса наша школа предлагает старшеклассникам набор курсов способствующих обеспечению преемственности между общим и профессиональным образованием, целенаправленной подготовке выпускников школы к продолжению образования. Вот некоторые из них: «Глобальная география», «Численные методы», «Реальная математика», «Картография», «Биоорганические основы жизни на Земле», «Общая анатомия человека», «Қазақ тілінің практикалық курсы», « Кочевая культура древних племен Казахстана».

Анализируя рынок труда, в целях профориентации учащихся с начала этого учебного года в школе открыты экспериментальные площадки – «Введение в медицинские специальности» и курс «Введение в инженерно-технические специальности» для 8-10-х классов. Изучение выбранных курсов производится в группах, сформированных по результатам выбора обучающихся. Итогом изучения каждого модуля является учебный проект, который учащиеся защищают на конкурсах и конференциях. Родители и ученики, хорошо понимающие реалии времени, проявляют повышенный интерес к таким площадкам.

Таким образом, работа по составлению вариативной части учебного плана, на мой взгляд, требует большой углублённой, длительной и творческой работы не только администрации школы, но и всего педагогического коллектива. Ее реализация позволяет коллективу выполнять главную функцию – создавать условия для обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития школьников с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и образовательных потребностей, ведь критерием успешной деятельности любой школы, считаю, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.

зам.директора по УР

областной специализированной школы №8 для одаренных детей.

Источник

Как выбрать дисциплину по выбору и не ошибиться в своём выборе

matritsa

Одним из преимуществ современных образовательных стандартов является то, что они предоставляют студенту возможность влиять на процесс обучения, формируя его в соответствии со своими интересами. Это достигается путем включения в учебные планы элективных и факультативных дисциплин.

Кстати, учебные планы по каждой специальности/направлению подготовки вуз обязан публиковать на официальном сайте. Учебные планы РосНОУ размещены в разделе «Образование» официальных сведений об образовательной организации >>>

Все дисциплины, которые изучают студенты, разделены на две части: базовая и вариативная.

Дисциплины базовой части формируют направление подготовки. Пять из них обязательны для всех студентов всех направлений подготовки: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Остальные дисциплины базовой части определяются вузом в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Дисциплины базовой части обязательны для изучения всеми студентами, которые поступили на данное направление подготовки.

Например, для студентов первого курса направления подготовки бакалавриата «Экономика» обязательными для изучения являются: пять дисциплин, указанных выше, а также психология, право, социология, математический анализ, микроэкономика и так далее. Эти предметы входят в базовую часть, поскольку государство определило их как необходимые для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Экономика».

Дисциплины вариативной части определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин определяется вузом. Дисциплины вариативной части делятся на обязательные и элективные (дисциплины по выбору).

Например, для направления подготовки бакалавриата «Лингвистика» (профиль «Перевод и переводоведение») наш университет в качестве обязательных дисциплин выбрал теорию перевода, основы теории первого иностранного языка, историю литературы стран первого иностранного языка, древние языки и культуры и так далее.

И, наконец, дисциплины, которые могут выбрать сами студенты, — это дисциплины по выбору вариативной части. Выбрать, правда, не из бесконечного списка, а одно из двух. Например, будущие бакалавры по направлению подготовки «Туризм» могут изучать или всемирную историю, или геополитику; конфликтологию или этику; музееведение или туристское ресурсоведение…

О том, что дают дисциплины по выбору и как происходит сам выбор, рассказывает начальник учебно-методического управления РосНОУ Людмила Юрьевна Михальченкова.

Людмила Юрьевна, зачем нужны элективные дисциплины?

— Элективные дисциплины — это дисциплины, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями. Элективные дисциплины студент выбирает из предложенного образовательной организацией перечня, после чего они становятся обязательными для изучения. В учебном плане это дисциплины вариативной части, определяющие направленность (профиль) программы и формирующие знания, умения и навыки, необходимые для реализации тех видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа.

Когда можно выбрать себе дисциплину?

— Элективные дисциплины выбираются заранее на следующий учебный год. Сроки осуществления выбора отличаются в зависимости от курса и формы обучения.

Студенты первого курса очной и очно-заочной форм обучения должны выбрать элективные дисциплины на текущий учебный год в период с 1 по 7 сентября, а на следующий учебный год — с 5 по 30 ноября.

Студенты 2-6 курсов очной и очно-заочной форм обучения — в период с 5 по 30 ноября.

Студенты 1 курса заочной формы обучения должны выбирать элективные курсы на текущий учебный год в первую неделю установочной сессии, а на следующий учебный год — во время зимней сессии.

Студенты 2-6 курсов заочной формы обучения — во время сессии в нечётном семестре.

Как происходит выбор?

— По распоряжению декана факультета (директора института, филиала, колледжа) сотрудники деканата или кафедры размещают перечень и краткую аннотацию предлагаемых к выбору дисциплин на информационных стендах и сайтах учебных подразделений. Затем проводится собрание, на котором студенты могут ознакомиться с учебными планами, перечнем предлагаемых элективных дисциплин и содержанием каждой из них. Студентам предоставляется информация о преподавателях, ведущих данные дисциплины (их должности, учёные степени и звания), а также информация о процедуре выбора и записи на учебные дисциплины.

Все студенты группы (курса) должны написать личное заявление о выборе элективных дисциплин по установленной форме. Если студент не записался в установленные сроки на дисциплину по выбору, то решением декана факультета (директора института, филиала, колледжа) данный студент будет изучать ту элективную дисциплину, которую выбрало большинство студентов.

Элективная дисциплина считается выбранной, если на нее записалось не менее 25 человек или не менее 80% всей численности студентов курса и формы обучения, обучающихся по образовательной программе.

Выбранная элективная дисциплина включается в расписание и является обязательной для изучения.

Есть ещё факультативные программы. Чем они отличаются от элективных?

— Факультативная дисциплина — это необязательный для изучения курс, который может изучаться по выбору студента. В учебный план включается определённое количество предметов, на изучение которых можно записаться дополнительно. (Например, студентам направления «Реклама и связи с общественностью» предоставлена возможность дополнительно освоить классические языки, иностранный язык в профессиональной сфере, историю российского предпринимательства, обычаи и традиции народов мира — Ред.).

Читайте также:  Чем травить блох в квартире самостоятельно эффективные средства домашние

Главное отличие факультативных дисциплин от элективных состоит в том, что студенты группы (курса) вправе выбрать произвольное количество дисциплин (одну, несколько или все доступные) либо отказаться от изучения факультативных дисциплин вовсе (для этого необходимо написать заявление об отказе по установленной форме).

Когда и как происходит выбор факультативных дисциплин?

— Выбор факультативных дисциплин происходит одновременно с элективными дисциплинами. Процедура выбора факультативных дисциплин аналогична процедуре выбора элективных дисциплин.

Если на изучение факультативной дисциплины записалось более 30% студентов группы (курса), то она включается в дополнительное расписание занятий по факультативным дисциплинам.

Освоение факультативной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме зачёта или экзамена. По заявлению студента, результат освоения факультативной дисциплины заносится в приложение к диплому об образовании и (или) о квалификации.

Положение о порядке формирования, выбора и изучения студентами факультативных и элективных дисциплин (.pdf)

Источник

Особенности реализации вариативной части основной образовательной программы

Внедрение новых нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, в частности в организации самостоятельной деятельности учреждения по реализации основной общеобразовательной программы (ООП). Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования,и отражает:

— приоритетные направления деятельности детского сада, обеспечивающие развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение;

особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности;

— специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ

При составлении учебного плана ДОУ необходимо ориентироваться на основные принципы Программы. Объем учебной нагрузки в течение недели определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. В данной статье отражаются особенности реализации вариативной части ООП в МБДОУ «Макушинский детский сад «Теремок».

Образовательной программой ДОУ,

— положением о дополнительном образовании,

— рабочей программой педагога – руководителя кружка, секции, студии на текущий год,

— материалами контроля качества (результативностью) работы кружка.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня. Важно учесть, что организация дополнительного образования предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому, помимо подбора интересного содержания,педагоги осуществляют ряд конкретных условий:

— организацию рабочего пространства;

— возможность детей заниматься по своим силам и интересам;

— игровой характер подачи любого материала.

— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада.

Деятельность руководителей кружков, секций, студий направлена на разных участников образовательных отношений.Педагоги организуют свою деятельность с учетом адресатов посредством следующих форм:

— с детьми: фронтальные занятия (групповые, экскурсии, мини-походы, тематические прогулки, развлечения, досуги, участие в различного уровня конкурсах, соревнованиях, оформление выставок, отчетные концерты;

— с педагогами: консультации, мастер-классы, семинары;

-с родителями: консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информации через тематические стенды, на сайте организации.

В ДОУ функционируют кружки по всем пяти направлениям развития детей:

— физическое развитие и здоровье: кружок «Фитбол-гимнастика», секция «Юный атлет», факультатив «Пешечка»;

— познавательное развитие: кружок «Развивайка».

Реализация 2 части Программы ДОУ усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности организации. Результаты работы по дополнительному образованию оцениваются на педагогических советах в конце года. Формой отчета о результатах дополнительного образования дошкольников служат также отчетные концерты для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, выставки творческих работ. Воспитатели – руководители кружков обобщают и представляют свой опыт работы в виде мастер–классов на институциональном уровне. Педагогами накоплен богатый опыт работы в этом направлении, с которым они делятся с коллегами района. В 2017году был обобщен и представлен опыт работы по художественно-эстетическому направлению студии «Радость» и «Умелые ручки», а, также, физическому развитию – «Фитбол-гимнастика» на педагогических районных чтениях.

Дополнительное образование предоставляет возможность педагогу выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, Дополнительное образование, которое получают дети в нашем ДОУ, приносит им не только дополнительную радость, но и дополнительное развитие.

Вариативная часть ООП содержит также региональный компонент, реализация которого воплощается в инновационном педагогическом проекте по краеведению «Макушино – край Зауральский».Формулировка целей и задач проекта определяется регламентируемыми направлениями развития дошкольников и опирается на целевые ориентиры:

— социально-коммуникативное развитие связано с формированием у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе знания об исторических и природных особенностях родного края, а также с приобретением способности использовать знания о родном крае в игровой деятельности;

— познавательное развитие связано с формированием представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, с формированием основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

— речевое развитие происходит при первичном восприятии диалектной речи через знакомство с культурой Зауралья;

— художественно-эстетическое развитие заключается в приобщении детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитании любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиционных для народов Зауралья;

— физическое развитие связано с развитием эмоциональной свободы, физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы Уральского региона.

Еще одним условием реализации регионального компонента вариативной части ООП является планирование деятельности в рамках проекта. Рабочей группой составлен перспективный план работы по проекту для каждого возраста детей с учетом темы недели комплексно-тематического плана, в котором прослеживается организация работы с детьми в разных видах деятельности. Так, педагогами разработаны педагогические проекты по патриотическому воспитанию детей,например: «Дом, в котором я живу», «Моя улица» и др.

Реализация регионального компонента предполагает создание особой образовательной среды. Так, в группах ДОУ созданы следующие условия для реализации проекта:

– мини-экспозиции в средних группах («Сельское подворье», «Комната» и др.)

В групповых патриотических уголках тематический материал «Семья», «Мой город» и т. д. оформлен в виде альбомов, папок, лепбуков. Учитывая ведущую деятельность детей, воспитатели широко используют различные виды игр. В игровых уголках имеется вся необходимая для организации игровой деятельности атрибутика к дидактическим, настольно-печатным, сюжетно-ролевым и т. д. играм, с помощью которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Каждая группа располагает богатым материалом по ознакомлению дошкольников с городом Макушино и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили, с настоящим и прошлым, например, активно используются видеофильмы о Макушино; о животном и растительном мире, презентации, созданные воспитателями («Знаменитые люди земли Курганской», «Птицы в городе», «О тех, кто живет в лесу и др).

Педагоги ДОУ, планируя деятельность с детьми, активно используют интегрированный подход, т. е. объединяют несколько видов деятельности, что, в свою очередь, соответствует одному из основныхтребований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким. Например, воспитатель подготовительной группы, работая над темой по самообразованию: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста», совершает с детьми целевые прогулки на предприятия города. Социализируясь, дети получают не только знания, но и обогащают активный словарь, а полученными впечатлениями делятся в рисунках, сюжетно-ролевых, строительных играх, устраивают концерты, разыгрывают спектакли.

Педагоги, «черпая» материал о настоящем и прошлым района из различных источников (социальной сети интернета «Одноклассники» группа «Патриоты Макушино», печатные издания, материалы районного музея, домашние архивы и т. д., активно используют его в образовательной деятельности. Так, совершив с детьми старшей группы ряд экскурсий по ознакомлению с архитектурой города, воспитатели провели открытое занятие в форме КВН с участием родителей. Дети узнавали на фотографиях и рассказывали истории старинных и современных зданий, играли в игры народов Урала, читали стихи местных поэтов. Родители были приятно удивлены знаниями детей о городе.

Читайте также:  Чему равен периметр фигуры если сторона клетки 1 см

Интегрированное построение НОД даёт детям возможность свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от них активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированной НОД.

Используя информационно-коммуникативные технологии в части занятий художественно-эстетического, познавательного направления, воспитатели знакомят детей с достопримечательностями района, знаменитыми людьми региона, животным и растительным миром, культурой и фольклором Зауралья (закличками, приговорками, считалками, загадками и т. д.). Фольклор не только развивает устную речь детей, но и позволяет обучать их нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями

В организации режимных моментов активно используются мультимедийные ресурсы, а именно, в просмотре и слушание аудиозаписей народных танцевальных мелодий, фольклора Зауралья.

Начиная со старшей группы, дети посещают районный краеведческий музей, где узнают много о прошлом, быте и предметах быта родного народа.

Воспитатели стимулируют любознательность детей и побуждают их к самостоятельному поиску информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию, фотографии своих родных и др.).

Создаются условия для развития творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда, что, в свою очередь мотивирует воспитанников на создание мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, изображения природы, зданий, знаменитых земляков, народных промыслов).

Педагоги организуют участиедетей в жизни родного города: в его традициях, праздниках, акциях, например, делают открытки для ветеранов, участвуют в городском празднике Масленицы, Дне города и др.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении эта работа проводится в тесном взаимодействии с родителями. Помимо проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед, являющихся традиционными и обязательными формами работы с родителями, педагогами используются информационно-просветительские формы взаимодействия. В групповых приемных комнатах воспитатели размещают рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических качеств у дошкольников через чтение художественной литературуы, общение с природой края, посещения музея, просмотров фильмов.

Педагоги проводят ОД в рамках Дней открытых дверей. Обычно, такие занятия предполагают непосредственное участие родителей, на которых они могут проверить свои знания об истории края, знаменитых людях, флоре, фауне и т. д.

Совместно с родителями отмечаются общественные и народные праздники: День матери, Международный женский день, День семьи, День России, «Осенняя Ярмарка» и другие.

На сайте «Одноклассники» в страничке «Теремок» знакомим родителей с жизнью детей в детском саду через фотоматериалы (мини-походы, экскурсии по городу, в музей и др).В результате происходит повышение уровня родительской активности в деятельности ДОУ: родители принимают участие в составлении семейных альбомов, газет, во всех развлекательных и спортивных мероприятиях.

Реализация регионального компонента вариативной части ООП невозможна без организации эффективного взаимодействия ДОУ с социумом. С целью выполнения этого условия, Макушинским ДОУ заключены двухсторонние договора с организациями города; районной библиотекой, краеведческим музеем, ПЧ-30, школой и др. организациями. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ – формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих земляков.

В реализации задач проекта большая роль отведена рабочей группе, члены которой принимают активное участие в руководстве образовательными проектами, консультировании педагогов, разработке перспективных планов по патриотическому воспитанию для каждой возрастной категории детей, посещающих ДОУ. Рабочей группой разработан план «Система саморазвития педагогов в вопросах воспитания любви к малой родине».

Организация и проведение «Недели педагогического мастерства»по теме: «Патриотическое воспитание детей» позволило педагогам сделать вывод, что благодаря реализации регионального компонента, дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе. Знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими и национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развивать духовные потребности, воспитывать чувство привязанности к своей малой родине.

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его. В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.

Проанализировав, полученные за два года реализации проекта результаты, через беседы с детьми,можно сделать выводы:

дети младшего возраста знают названия улиц, на которых живут, свой детский сад, название группы; называют по имени, отчеству всех педагогов; называют родителей по имени и отчеству, где и кем работают; знают некоторых животных края, деревья и кустарники.

Дети среднего возраста рассказывают о семье, семейном быте, о событиях в городе; участвуют в наблюдениях за животными, оказывая посильную помощь по уходу за ними.

Старшие дети знают символику города, области; знают названия и историю некоторых улиц города; имеют представления о жизни и быте людей, проживающих в городе; узнают на фотографиях здания города; знают и узнают на фотографиях некоторых птиц, животных, обитающих в регионе;

Имеют представления о праздниках, народных традициях и т. д.

Таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе, способствует достижению целевых ориентиров ФГОС.

В результате созданных и создаваемых конкретных условий в ДОУ, описанных в статье, обновляется содержание образовательной деятельности в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р. С. Буре – М. :Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с. 1.

2. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Управление ДОУ 2006 № 8

5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

8. Н. Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». Изд. «Учитель» Волгоград 2015.

12. А. Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Методическое пособие /«Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015.

14.Материалы социальных сетей интернета:

Социальная сеть работников образования (https://nsportal.ru/);

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС до Доклад к педагогическому совету №2 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения.

Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных.

Формы детской деятельности Основной Образовательной Программы ДОО В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС ДО Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Разделы основной образовательной программы начального общего образования СОШ Разделы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Троицкая СОШ Целевой раздел: 1. пояснительная записка;.

Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.

Конструирование основной образовательной программы ДОУ в условиях ФГОС до Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.

Отчет о проделанной работе в рамках реализации программы блока вариативной части ООП ДОУ «Дорожный дозор» Отчет о проделанной работе в рамках реализации программы блока вариативной части ООП ДОУ «Дорожный дозор» по обучению детей 4-7 лет ПДД.

Презентация основной образовательной программы ДОУ Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 246» г. Саратова разработана рабочей группой педагогов МДОУ.

Источник

Adblock
detector