Что значит вариативное чтение

Значение слова «вариативный»

android bar znachenije

вариати́вный

1. книжн. изменчивый; допускающий варианты, способный иметь, образовывать варианты

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова кряду (наречие):

Ассоциации к слову «вариативный&raquo

Синонимы к слову «вариативный&raquo

Предложения со словом «вариативный&raquo

Понятия, связанные со словом «вариативный»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «вариативный&raquo

Педагогическую технологию не следует отождествлять с применением жёсткого алгоритма, так как в ней действия всегда носят вариативный характер.

Мы переходим на вариативный режим подкрепления, когда пёс не знает, когда он получит еду или другое поощрение!

Да, нервный, неоднозначный, агрессивный, полный драматизма, но очень вариативный и динамичный.

Синонимы к слову «вариативный&raquo

Ассоциации к слову «вариативный&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Вариативное образование в рамках уроков литературного чтения для начальных классов — плюсы и минусы

1435695566cb0uc

Вариативное образование
в рамках уроков литературного чтения
для начальных классов — плюсы и минусы

Начальная школа — это школа универсальных учебных действий, и «учить учиться», каким бы избитым выражением это ни было, — главная стратегия, главная задача начальной школы. Это школа мотивообразования — дети должны развивать мотивы к познанию и творчеству, а не превращаться, по меткому выражению А. Асмолова, «в хомячков, которые носят за щеками все знания».

Во многом именно с вышесказанным связана вариативность образования на уроках литературного чтения. Как писал К. Ушинский, на каждое литературное произведение следует смотреть как на «окно», через которое детям показывается та или иная сторона жизни. В этом случае как никогда актуальна педагогическая аксиома — все дети разные. Все дети по-разному способны видеть и воспринимать «ту или другую сторону жизни». Младшие школьники — очень неоднородная общность: будучи одного возраста, они в силу разных причин (семья, круг общения и так далее) обладают разным жизненным опытом, имеют разное развитие, разный уровень знаний вообще и начитанности в частности. И каждого ребенка, какими бы разными они ни были, необходимо и ввести в мир чтения через знакомство с определенным корпусом текстов, и создать условия для его дальнейшей читательской деятельности.

Плюсы и минусы вариативного обучения литературному чтению напрямую связаны с основными задачами курса:

– сформировать потребность в чтении;

– развить навыки чтения, устную и письменную речь;

– освоить базовые навыки работы с текстом;

– обогатить представления ребенка о мире.

Потребность в чтении. Традиционное обучение ведется фронтально, с опорой на группу детей среднего уровня: как более, так и менее развитым детям нередко не хватает педагогического внимания. Поэтому нужны специальные условия, чтобы каждый ребенок мог раскрыться как индивидуальность и получить максимально возможный уровень обучения, а это — применительно к литературному чтению — не сводится только лишь к триаде «знания-умения-навыки».

Поэтому вариативность в этом случае — преимущество. Один ребенок уже в первом классе читает много и охотно — с ним и работа будет иной, отличной от работы с нечитающим ребенком, и задачи будут иными, направленными скорее на формирование вкуса, на избирательность, на устойчивость к воздействиям окружения. Другой ребенок вообще не очень хорошо представляет себе, что такое литературное чтение и зачем оно нужно, — значит, нужно дать проявиться, развиться и устояться самой потребности читать художественную литературу. А необходимое квалифицированное педагогическое изучение каждого ребенка, чтобы определить вариативные формы его дальнейшего обучения, в случае с литературным чтением не представляет особенных затруднений.

Плюс — итог (формирование у ребенка устойчивой потребности в чтении) должен быть один, но к разным детям, разного уровня развития, нужно подходить по-разному. Тем более что литературное чтение — курс, который можно и нужно строить с учетом индивидуальных познавательных особенностей каждого ребенка, его возможностей, потребностей и интересов, потому что ребенок работает не только в классе, но и дома: следовательно, он имеет больше свободы, распоряжаясь отводимым на чтение временем и адекватно распределяя усилия. Таким образом, есть прекрасная возможность в едином коллективе работать с каждым ребенком в отдельности, учитывая его возможности, способности, потребности и интересы, а не ориентируясь на некоего усредненного «читателя»- младшешкольника.

Развитие навыков чтения и речи. Очевидно, что ребенок, едва разбирающий буквы, и ребенок, бегло читающий сложные для своего возраста тексты, воспринимают текст литературного произведения по-разному. Поэтому зачастую нецелесообразно давать задания одинаковой сложности учащимся разного уровня развития: там, где одному будет слишком легко, другой потратит массу времени и сил только на то, чтобы прочесть сам текст. Следовательно, вариативность и в этом случае — плюс.

Базовые навыки работы с текстом. Как уже было сказано ранее, навыки работы с текстом — одни из ключевых для младших школьников: с их помощью ребенок будет продолжать свое дальнейшее обучение, и если отстать в самом в самом начале — наверстать упущенное потом будет чрезвычайно сложно. Корень множества проблем, с которыми сталкиваются педагоги, — недостаточная способность ребенка понимать прочитанное, а особенно прочитанное самостоятельно. Это именно тот важный момент, который очень опасно упустить именно в начальной школе. Поэтому и вариативное обучение — не цель, а средство, помогающее развивать индивидуальность. Без его внедрения на уроках литературного чтения индивидуальные различия у учащихся могут оказаться слишком большой помехой: одному ребенку достаточно просто дать задание («Опиши мысли и чувства героя в этой ситуации»), другому обязательно нужно его подробно объяснить («Прочитай диалог между героем и его бывшим другом, где он говорит о том, что чувствует»), третий нуждается в постоянной помощи при его выполнении («Вот как бы ты себя чувствовал, если бы тебя обманул лучший друг?»).

Но есть и другие аспекты вариативного обучения литературному чтению.

В неоднородных (то есть разноуровневых по развитию учеников) классах детей обычно делят на условные группы по уровню — например, группа высокого, среднего и низкого уровня. Но эффективность вариативного обучения зависит не только и не столько от формального разделения на группы, сколько от продуманности учебного материала (в нашем случае — корпуса текстов), методики его преподавания той или иной группе и, что немаловажно, адекватности деления учеников на группы. На последнем хотелось бы остановиться более подробно.

Плохо читающий ребенок может оказаться умственно развитым достаточно, чтобы воспринимать сложные тексты (крайне высокий уровень по параметру «навыки работы с текстом»), и в условно «низкоуровневой» группе ему делать нечего, хотя по параметру «навыки чтения» он подходит именно сюда. Поэтому важно, чтобы деление на группы было негласным и крайне условным (как только уровень ученика растет, его переводят в другую группу, на уровень выше).

В этом существенный минус вариативности обучения литературному чтению — в объективной сложности и многофакторности деления учеников на группы, поскольку уровень ученика складывается более чем из одного параметра. Поэтому вариативное обучение может оказаться эффективным только в том случае, если учитель готов обеспечить как подвижность состава групп, так и постоянный контроль за уровнем развития каждого отдельного ученика (не говоря уж о знании изначальных индивидуально-типологических особенностей). А это требует постоянной проверки, что не всегда легко обеспечить, учитывая объемность самого материала, особенно у более старших учеников (3-4 класс), — ведь речь идет о художественных произведениях, зачастую не самых коротких.

Читайте также:  Что делать с вибропулей

Минус подобного подхода — и в том, что при вариативном обучении недопустимо снижать требования к ученикам: задания даже для самых слабых, плохо читающих детей должны соответствовать программе, а самые сильные дети должны, выполняя задания, углублять знания по программе. Однако, как уже говорилось выше, разброс в уровне учеников в одном и том же классном коллективе нередко таков, что некоторые дети едва разбирают текст, и даже до элементарных навыков его анализа им еще крайне далеко, а другие уже вполне способны понимать достаточно непростое содержание и выносить сложные оценочные суждения. Поэтому излишнее упрощение заданий для более слабых учеников практически неизбежно.

Недостаточное количество дидактических материалов для разных уровней (особенно актуально для младших учеников, но и рабочих тетрадей это тоже касается) тоже может быть препятствием и, как следствие, минусом, но это касается вариативного обучения любому предмету, никакой особенной специфики именно у курса литературного чтения в этом аспекте нет.

Нужно помнить, что работа по формированию навыков чтения и навыков работы с текстом должна непременно учитывать речевой опыт ребенка как носителя языка. И в этом есть определенная сложность, поскольку необходимо учитывать связь между развитием речи как таковой и обучением литературному чтению. И, следовательно, учителю, чтобы обеспечить должный контроль, необходимо поддерживать непосредственный тесный контакт с теми, кто отвечает за формирование у ребенка речевых навыков, — в первую очередь с родителями. Поэтому вполне может оказаться, что учителю проще и удобнее давать всему коллективу задания, ориентируясь на «усредненного» ученика, а с теми, у кого выявляются особенно значительные проблемы с речью, работать индивидуально.

Когда речь идет о других школьных дисциплинах, безусловным плюсом вариативного обучения можно считать возможность использовать прием опережения в подаче информации: сильный ученик сумеет углубить свои знания программного матерала, а слабый — получить материал в ознакомительном виде. Но в литературном чтении такое едва ли возможно: работа с текстом подразумевает, как это ни банально, работу с текстом, и принять текст «в ознакомительном виде» достаточно затруднительно. Нельзя же предложить ребенку пересказ, выпадет важный, существенный аспект литературного чтения — собственно чтение. Это возвращает нас к необходимости тщательно продумывать материал для работы с разными группами. Минус ли это, сложно сказать, но то, что такой подход требует от учителя значительно более серьезных усилий, — факт.

Литература знакомит учеников не только с культурными, но и нравственными ценностями, а художественное произведение требует для адекватного восприятия подключать и разум, и чувства. Поэтому в начальной школе важно не только заложить представления ребенка о природе художественного текста, создать фундамент его целостного анализа, но и непременно научить учитывать нравственно-этический компонент произведений. В работе ученика с текстом необходимо сочетание рационального и чувственного познания, то есть оценка и сопереживание. И если первое можно и нужно требовать (умение увидеть, как проявляется герой произведения в своих поступках и мыслях, оценить эти поступки и мысли — главное читательское умение и важнейшее условие соотнесения текста с настоящей жизнью), то второе крайне субъективно даже при умении учителя организовать моменты сопереживания. Развитость ребенка как читателя может находиться не в корреляции с развитостью житейской и нравственной — отсюда сложность оценки читательских навыков, и важно не ударяться в крайность и не делать оценочные суждения учеников основанием для деления на группы.

Итак, плюсы вариативного обучения литературному чтению очевидны, о них было сказано достаточно. Минусы — скорее не минусы, а сложности с учетом как двойственности (этико-эстетической) самого предмета, так и других его специфических аспектов:

– возможная неготовность педагога к отбору и конструированию вариативного содержания;

– сама специфика конструирования вариативного содержания (художественные произведения — не самый простой объект для изучения);

– мониторинг и оценка качества вариативного обучения.

Стандартизация и вариативность в обучении литературному чтению — взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Главное — результат, к которому надо прийти: расширение возможностей развития личности. А путей может быть масса. Важно, чтобы была возможность управления изменениями в едином образовательном пространстве — пространстве разнообразия.

Источник

Вариативный

Смотреть что такое «Вариативный» в других словарях:

вариативный — изменчивый Словарь русских синонимов. вариативный прил., кол во синонимов: 3 • вариабельный (3) • … Словарь синонимов

ВАРИАТИВНЫЙ — ВАРИАТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. В лингвистике: представленный несколькими вариантами, состоящий из вариантов. Вариативные связи. | сущ. вариативность, и, жен. В. ударения (напр. творог и творог). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

Вариативный — способный иметь, образовывать варианты … Начала современного естествознания

вариативный — вариат ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь

вариативный — (< лат. variatio различие). Способный иметь, приобретать второстепенные изменения при сохранении инвариантной основы … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

вариативный — … Орфографический словарь русского языка

вариативный — ая, ое; вен, вна, вно. Изменяющийся; допускающий варианты. В ое ударение. ◁ Вариативность, и; ж … Энциклопедический словарь

вариативный — ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. вариативность Изменяющийся; допускающий варианты. В ое ударение … Словарь многих выражений

вариативный — вари/ат/ивн/ый … Морфемно-орфографический словарь

Вариативный макрос — Вариативный макрос возможность препроцессором Си при помощи специального макроса объявлять поддержку различного числа аргументов. Макрос с переменным числом аргументов был представлен в ревизии ISO/IEC 9899:1999 (C99) стандарта языка… … Википедия

Источник

ВАРИАТИВНЫЙ

Смотреть что такое «ВАРИАТИВНЫЙ» в других словарях:

вариативный — изменчивый Словарь русских синонимов. вариативный прил., кол во синонимов: 3 • вариабельный (3) • … Словарь синонимов

Вариативный — прил. 1. соотн. с сущ. вариант, связанный с ним 2. Свойственный варианту, характерный для него; вариантный 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Вариативный — способный иметь, образовывать варианты … Начала современного естествознания

вариативный — вариат ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь

вариативный — (< лат. variatio различие). Способный иметь, приобретать второстепенные изменения при сохранении инвариантной основы … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

вариативный — … Орфографический словарь русского языка

вариативный — ая, ое; вен, вна, вно. Изменяющийся; допускающий варианты. В ое ударение. ◁ Вариативность, и; ж … Энциклопедический словарь

вариативный — ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. вариативность Изменяющийся; допускающий варианты. В ое ударение … Словарь многих выражений

вариативный — вари/ат/ивн/ый … Морфемно-орфографический словарь

Вариативный макрос — Вариативный макрос возможность препроцессором Си при помощи специального макроса объявлять поддержку различного числа аргументов. Макрос с переменным числом аргументов был представлен в ревизии ISO/IEC 9899:1999 (C99) стандарта языка… … Википедия

Источник

Вариативные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка. Коммуникативный подход к изучению языка и развитию речи. Методика словарной работы в школе. Устранение нелитературных слов. Обучение устному пересказу. Знакомство с фразеологическими оборотами.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.09.2015
Размер файла 27,8 K
Читайте также:  Что за 20000 на каждого ребенка выплата

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

ПО ПРЕДМЕТУ: Теоретические основы и технологии начального литературного образования

ТЕМА Вариативные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО СТУДЕНТА

Симанова Александра Александровна

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, и в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и основ орфографической грамотности.

1. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Развитие речи может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной. Поэтому разработана и используется в школе система развития речи учащихся. Она включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу учащихся, но используется как основа методики развития речи учащихся.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

На практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетенности, особенно при решении сложных коммуникативных задач.

Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Коммуникативный подход к изучению языка и развитию речи, который провозглашается сегодня как один из ведущих и реализуется в ряде «речевых» курсов, предполагает введение специального урока чтения по развитию речи.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать на уроках литературного чтения.

На уроке литературного чтения в центре внимания находится литературное произведение в единстве его идейно-смысловой, структурной и языковой сторон. Здесь все определяется художественным тестом.

На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно, воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом.

Работа по развитию речи учащихся на уроках чтения должна носить систематический характер. Основные направления работы:

1. Словарная работа;

2. Составление плана произведения;

3. Обучение устному пересказу;

4. Обучение иллюстрированию. Галеева Н.Л. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе». 2008.

Словарная работа на уроках чтения. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления:

— устранение нелитературных слов.

Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее не известных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

— наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путем включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнение значений и т.п.;

— усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

— усвоение иносказательных значений слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

— усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Все названные направления работы над словом постоянно взаимодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте.

В уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий.

На этапе подготовки к первичному восприятию текста работают лишь с теми немногими словами, незнание которых помешает сознательному восприятию произведения (устаревшая лексика, термины). При этом слова, которые необходимо объяснить до чтения, учитель включает в свой рассказ или беседу. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Слово объясняется сразу по прочтению предложения.

Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпитетами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное содержание, проводится при повторном чтении на этапе анализа произведения. Существуют следующие приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:

1) показ предмета, явления или действия в естественных условиях;

2) показ картины, рисунка, чучела, макета;

3) замене слова описательным оборотом;

4) подбор синонимов;

5) подбор антонимов;

6) рассказ учителя о предмете или явлении;

7) полное логическое определение понятия;

8) экскурсия с целью наблюдения явления;

9) подведение частного понятия под общее;

10) расчленение общего понятия на частные;

11) объяснение слова через его состав;

12) включение слова в контекст.

В целях активизации словаря школьников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов. Но наиболее эффективной формой активизации словаря является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения.

Составление плана произведения. Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом. В I классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поискам ответа.

Главные требования к пересказу следующие:

— в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

— при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

— в пересказе должен сохраняться стиль образца;

— должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи переданы все основные факты и описания;

— в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.

Читайте также:  Что делать если ударили в горло

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

— предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

— проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;

— обработка выразительного чтения;

— расчленение рассказа на части и составление плана текста;

— предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомление со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения. Обучать пересказу следует специально.

Наблюдения показывают, что пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно несколько раз, но каждое прочтение сопровождается каким-то новым заданием.

Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.

Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:

— исключение подробностей, деталей;

— обобщение конкретных, единичных явлений;

— сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умение вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый; собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2-3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный пересказ > краткий пересказ > план > главная мысль всего текста в одной фразе.

3. ВАРИАТИВНЫЕ ПОДХОДУ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

речь пересказ фразеологический обучение

В качестве вариативных подходов к развитию речи на уроках литературного чтения могут быть использованы комплекты специально разработанных заданий Оболяева Е.В. МБОУ лицей №8. Интернет-источник: http:// licei8.ru. (которые каждый учитель может приобрести в магазине):

1. Комплект заданий по знакомству с фразеологическими оборотами:

3. набор стихов с иллюстрациями (авторы А.Усачёв, Е. Лаврентьева), в которых обыгрывается значение фразеологизмов в прямой и переносной форме.

Работа над фразеологическими оборотами складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнение и активизация, усвоение учащимися понятия «фразеологизм» и формирование умения пользоваться фразеологическим словарём.

2. Комплект заданий по знакомству с пословицами и поговорками русского языка:

2. тексты сказок на каждого ученика для активного расширения словарного запаса (по книге О. Перовой «Пословицы и поговорки в сказках»);

Работа с пословицами развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы. Одним из показателей уровня развития речи является сформированность навыка чтения и развитие информационной компетенции. Постепенно чтение из школьного предмета превращается в средство получения необходимой информации. Чем лучше сформирован навык чтения, тем быстрее и лучше ребенок получит нужные сведения. Развитие интереса к чтению происходит благодаря овладению навыками разгадывания ребусов.

Задачная формулировка в таких заданиях выглядит следующим образом: «Разгадайте ребус и подберите однокоренные слова». В результате подобной деятельности развивается способность учащихся к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, формируются начальные основы психической культуры. Источником информации являются фрагменты рисунка, комбинации букв, знаки и символы.

4. Комплект разработок литературных игр служит повышению интереса к чтению, развитию речи, расширению кругозора учащихся. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии. Элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Игровая деятельность существенно влияет на развитие интеллектуальных умений и личностных качеств учащихся. Стимулом при проведении литературной игры является сама игровая деятельность. Класс делится на команды по 6 человек. Состав команд определяется с помощью жеребьевки, то есть на каждой игре он различен. Члены команды выбирают капитана и название команды.

Для проведения литературных игр разрабатывается определённый перечень заданий с различными типами задачных формулировок: «ответьте на вопросы для внимательных читателей», «решите кроссворды», «выберите правильный вариант ответа в тесте» и другие. Задания можно варьировать различным образом, создавать на их основе новые, в зависимости от особенностей того или иного литературного произведения.

В процессе игры дети трудятся в группе, в парах, индивидуально. Каждый работает на общий результат, и, выполнив личное задание, помогает тем, кто еще не справился. Дети учатся внимательнее слушать друг друга, уважать чужое мнение, быть терпимыми к чужим ошибкам, чувствуют ответственность перед остальными членами команды, таким образом, происходит формирование социальной и коммуникативной компетенций.

Источником информации в данном виде деятельности является прочитанное художественное произведение (программное или из списка внеклассного чтения).

5. Комплект заданий по знакомству с многозначными словами и омонимами включает:

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами, что является стимулом для выполнения задания. Разгадывание загадок диктует однозначную формулировку: «Разгадайте…».

При работе с электронными презентациями «Загадки про многозначные слова и омонимы» источником информации является стихотворный текст загадки.

Данная деятельность с многозначными словами развивает зрительную и вербальную память, способствует повышению объёма и точности запоминания. Служит развитию речи, мышления, воображения школьников.

6. Комплект заданий по знакомству с антонимами и синонимами.

7. Комплект для работы над сочинениями (по книге О. Узоровой, Е. Нефёдовой «Как научиться писать сочинения по картинкам»).

Источником информации служит специальный словарик. Связная письменная речь служит пробуждению познавательного интереса к родному слову, стремлению совершенствовать свою речь, способствует формированию информационной компетенции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. http:// standart.edu.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие о коммуникативной компетенции и коммуникативном подходе к изучению курса родного языка. Анализ образовательных программ с точки зрения реализации коммуникативного подхода к изучению грамматики. Обзор содержания работы по развитию речи школьников.

дипломная работа [113,4 K], добавлен 02.11.2014

Анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Проблема организации словарной работы Методика словарной работы на уроках русского языка. Методические средства, предупреждения орфографических ошибок.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 30.05.2008

Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества. Организация работы по развитию речи учащихся младших классов на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка; методы, направления и условия развития речи.

курсовая работа [105,8 K], добавлен 31.07.2012

Обзор методов и приемов использования словарной работы на уроках русского языка с целью повышения культуры речи учащихся. Работа над словом при знакомстве с программными произведениями по литературе. Совершенствование произносительной культуры школьников.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 11.06.2013

Развитие речи, как одна из основных задач обучения. Дидактические игры, которые способствуют развитию речи младших школьников. Планирование работы по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка посредством использования дидактических игр.

дипломная работа [971,4 K], добавлен 30.12.2014

Источник

Adblock
detector