Что значит вехи жизни
Что такое веха
Слово «веха» может употребляться как в прямом смысле, так и в переносном. В первом случае оно обозначает вполне конкретный, реально существующий материальный предмет, во втором – является абстрактной аллегорией.
Значение «вехи» в прямом смысле
Этимологически слово «веха» связано со словом «ветвь». Изначально с помощью веток обозначали границы владений или устанавливали знаки, указывающие путь. Именно с этим связано прямое значение слова «веха».
Вехами назывались в России верстовые столбы. В настоящее время вешками (т.е. маленькими вехами) именуются небольшие столбики, которые используются в ограждениях опасных участков дороги. Вертикальные жерди, которыми во время топографической съемки обозначают точки на местности, – это тоже вехи.
«Веха» в переносном смысле
Слово «веха» может иметь и аллегорический смысл. Но и тогда это понятие связывается с движением к какой-то цели.
Вехами называются решающие моменты, знаковые события на пути к достижению цели, в процессе развития чего-либо. Например, можно сказать: «Творчество Й. Гайдна стало решающей вехой в формировании жанра симфонии». Можно говорить об основных вехах в биографии знаменитого человека, в развитии научной теории, политической партии и других явлений, рассматривая их историю.
Именно в таком смысле употребляется слово «веха» (как правило, во множественном числе), когда заходит речь о подведении исторических итогов. Например, именно такое название носил изданный в начале XX столетия сборник статей Н.А. Бердяева, Б.А. Кистяковского, С.Н. Булгакова и других русских философов, посвященный русской интеллигенции и той роли, которую она сыграла в российской истории. С названием сборника связан термин «веховство» – название общественно-политического направления, связанного с идеями, которые были высказаны философами в «Вехах».
веха в жизни
Смотреть что такое «веха в жизни» в других словарях:
веха — и, ж. 1) Знак в виде шеста, столба с отметкой и т. п. для указания пути, границ земельных участков, ориентированных на местности. Ставить веху. Пограничная веха. 2) перен., обычно мн., книжн. Значительный, важный момент или этап в развитии чего л … Популярный словарь русского языка
веха — и; ж. 1. Шест, служащий для указания пути, границ земельных участков, планировки на местности. Поставить вехи. Обозначить вехами лыжную трассу. 2. Мор. Укреплённый на якоре шест, выступающий из воды и служащий для указания фарватера, мелей и т.п … Энциклопедический словарь
веха — и; ж. см. тж. вешка 1) Шест, служащий для указания пути, границ земельных участков, планировки на местности. Поставить вехи. Обозначить вехами лыжную трассу. 2) мор. Укреплённый на якоре шест, выступающий из воды и служащий для указания фарватера … Словарь многих выражений
веха — ВЕХА1, и, ж, обычно мн: вехи, род. вех. Книжн. Наиболее важный, основной период времени, этап в развитии чего л.; Син.: этап, стадия, век, эпоха, Книжн. эра, полоса, период, Перен. страница. Основные вехи русской истории. Вехи жизни поэта. ВЕХА2 … Толковый словарь русских существительных
Удивительные странствия Геракла (телесериал) — Удивительные странствия Геракла Hercules: The Legendary Journeys Жанр фэнтези Режиссёр Кристиан Вильям Продюсер Роберт Таперт Автор сценария Крис Манхэйм, Ар Джей Стюарт, Джон Шулиан, Стивен Сирз … Википедия
Удивительные странствия Геркулеса (телесериал) — Удивительные странствия Геракла Hercules: The Legendary Journeys Жанр фэнтези Режиссёр Кристиан Вильям Продюсер Роберт Таперт Автор сценария Крис Манхэйм, Ар Джей Стюарт, Джон Шулиан, Стивен Сирз … Википедия
Кацусика Хокусай — 北斎 … Википедия
ФИЛД, Фильд Джон — ( 26 VII 1782, Дублин 23 I 1837, Москва) Хотя я слышал его не много раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и… … Музыкальный словарь
Балл, Георгий Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Балл. Георгий Александрович Балл (9 июня 1927(19270609), Москва 1 января 2011[1], Москва) российский писатель. Член Международного Пен центра. Содержание 1 Биография … Википедия
НИТИ (Россия) — «НИТИ», Россия, 1996, цв., 7 мин. Анимационный фильм. Новая веха в жизни несуразных графических персонажей Ивана Максимова. В его фантасмагорический мир, наконец, пришли любовь и цвет.. В ролях: Александр Панов, Леонид Старков, Олег Ужинов, Слава … Энциклопедия кино
«Тридцатого» уничтожить! (фильм) — Россия, 1992 г. Содержание 1 Режиссер 2 В ролях 3 Сюжет 4 Ляпы … Википедия
Немного о жизни, основные вехи
Все люди хотят жить хорошо, счастливо, полно, с удовольствием, стабильно. Но жизнь не является статичной и однообразной, в ней постоянно случаются перемены и бросаются вызовы, появляются препятствия требующие преодоления, через которые идет постоянный рост и развитие.
В конце статьи вы узнаете как изменить свою жизнь к лучшему.
У каждого человека свой жизненный путь. Он разбит на временные отрезки, своеобразные вехи или циклы жизни. Есть определенная разбивка в психологическом, физиологическом и астрологическом формате.
Сначала идет младенчество или период Луны, когда у малыша формируется Сознание – он осознает себя как отдельную единицу, учится понимать свои потребности и ищет способы их выражения. Одновременно он знакомится с окружающей его обстановкой, предметами и людьми, чтобы также осознать их роли и функции и научиться с ними взаимодействовать.
В период Юпитера (после 36 лет), возраст зрелости идет работа на расширение жизненных границ, новое обучение, работа с мировоззрением и глубокий интерес к духовной теме, а также желание поделиться накопленным опытом и знаниями через обучение других или распространение своих идей.
Михаил Веллер в книге «Все о жизни» писал, что основные достижения и открытия люди делают в молодом возрасте – примерно от 19 до 36 (в периодах Марса и Сатурна), а затем им остается только использовать накопленные ресурсы и передавать опыт молодым, а также включаться в общественную жизнь и принимать активное участие в коллективных мероприятиях. Периоды высших планет (Урана, затем Нептуна и Плутона) охватывающие закат жизни, уже не требуют такого бурного развития и становления личности, обычно здесь приходит мудрость и сформировано мировоззрение, которое трудно поменять как это возможно в молодости.
Заканчивается жизнь периодом Плутона или смертью физического тела, когда происходит отпускание всех привязанностей в жизни. Когда человек готов, он уходит.
Посмотрите это трансформационное видео:
В данной статье были перечислены основные вехи жизни человека, каждая из которых имеет свои задачи. В соответствии с требованиями времен человек задумывается над своим путем и производит нужные корректировки. Его основное стремление постоянно менять жизнь к лучшему.
Как изменить жизнь к лучшему? Ответ достаточно прост – станьте осознанным, живите осознанно!
1. Если я осознан – то я чувствую себя. Часть моего внимания направлена на отслеживание себя. Своих мыслей, ощущений, чувств.
2. Если я осознан – то я четко понимаю причины, побуждающие меня действовать, мыслить и чувствовать именно так, а не иначе.
3. Если я осознан – я могу контролировать свои мысли. Остановить нежелательный ход мысли и направить в нужное русло.
4. Если я осознан — я могу управлять своими эмоциями.
5. Если я осознан – то я понимаю причины своего негативного настроения и могу с помощью различных способов нейтрализовать его.
6. Если я осознан – то я знаю, в каком эго-состоянии я нахожусь в данный момент и по своему усмотрению могу его изменить.
7. Если я осознан – то я выявляю у себя ложные, деструктивные убеждения, мешающие мне жить и изменяю их на те убеждения, которые мне помогут в жизни.
8. Если я осознан – то я могу предвидеть, какие последствия будут у моих поступков.
9. Если я осознан — то я понимаю, почему я говорю именно таким тоном, с такой интонацией. И я понимаю, какое воздействие на другого человека оказывает этот тон, интонация.
10. Если я осознан – то я отслеживаю сценарное поведение и начало игр. И я понимаю, что игры ведут к кармической расплате. Я умею устоять и не втянуться в игру, умею помочь другому человеку приблизиться к осознанности.
Автор Наталья Остапенко, взято из ЖЖ
О том, как стать осознанным читайте в следующей статье.
А чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на анонсы сайта через форму ниже:
Значение слова «веха»
1. Шест, служащий для указания пути, границ земельных участков, планировки чего-л. на местности. Приехали землемеры, поставили вехи и приборы свои по линиям Зинкина луга. Леонов, Барсуки. || Мор. Поплавок в виде шеста с метелкой или перекладиной наверху, служащий для указания фарватера, мелей и т. п. Косым углом торчат над морем вехи, Метелками фарватер оградив. Блок, В северном море. Яркие красные и черные вехи чуть покачивались, безмолвно указывая кораблям дорогу. Конецкий, Лоцман.
2. обычно мн. ч. (ве́хи, вех). Наиболее важный, основной этап в развитии чего-л. Основные вехи в истории. □ [Петя] умело и привычно развертывает перед нами [рабочими] общественную структуру, намечает пути и вехи освобождения трудящейся массы. Серафимович, Город в степи.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Веха — значимое событие в истории или развитии чего-либо.
Веха — шест, жердь или иной знак, служащий для предупреждения о различных опасностях или указывающий путь. Также используемый при земельных измерениях для установления ровера (спутникового приёмника).
Веха, вешка — вертикальная прямая жердь, которая становится при топографической съёмке для обозначения точки на местности.
Веха — верстовой столб.
Веха — навигационный знак с флагом или иным условным обозначением для ограждения навигационных опасностей, районов стоянки судов, производства работ и др.
Веха — термин в управлении проектами, значимый, ключевой момент в ходе выполнения проекта, общая граница двух или более задач.
Веха — парусно-винтовая шхуна Балтийского флота России.
Веха — портовое (впоследствии гидрографическое) судно Русского императорского флота.
ВЕ’ХА, и, ж. 1. Шест, ставимый для указания дороги (в поле, на снегу и проч.), границ владения, участка и др. Ставить вехи. Дорожная в. 2. перен., чаще мн. Наиболее значительные моменты в истории, развитии чего-н. (книжн.). «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник» и «Евгений Онегин» — основные вехи творчества Пушкина. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ве́ха
1. шест, указывающий на местности путь или границу участка ◆ Расставлять вехи.
2. перен. важный этап, очень значительное событие в истории чего-либо ◆ Наш проект миновал очень важную веху.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова стоический (прилагательное):
Описание периода настоящего и вехи жизни
Мой собственный особый интерес к письменным практикам как направлению самопомощи и помощи другим людям, ставший в итоге «моим путем» в работе, возник в 2008 году, когда я случайно столкнулась с книгой Айры Прогоффа «На дневниковом семинаре».
«Случайно столкнулась» следует понимать вполне буквально — книга выпала на меня с верхней полки шкафа, когда я паковала содержимое квартиры мужа перед переездом. Я до сих пор считаю это событие одним из счастливейших совпадений в моей жизни, а эту книгу — одной из лучших книг по письменным практикам.
В этой статье я немного расскажу о Прогоффе и его дневнике, а также предложу попробовать два упражнения оттуда.
Доктор Айра Прогофф Ira Progoff (2.08.1921 — 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником Карла Юнга. Свой подход он называл «гуманистической глубинной психологией». Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав «структурированный дневник». Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному «внутреннему процессу» и происходит настройка на диалогическое измерение жизни. Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды.
Айра Прогофф и его «структурированный дневник»
Если определять гения как «прокладывателя нового пути, доселе не существовавшего», то Айра Прогофф, несомненно, гений. Сейчас объясню, почему я так думаю. Айра Прогофф, потомок выходцев из России и Ирландии, работал социальным работником в США в середине XX века. Его, с одной стороны, интересовали способы помогать людям помочь самим себе, а с другой (после того, как он отвоевал свое в Европе во Второй мировой войне) — способы помогать людям налаживать личный контакт с теми источниками внутренней мудрости, которые в древние времена были запечатлены в священных книгах. «Что будет, — спрашивал себя Прогофф, часами лежа без сна и заново переживая разрушение и гибель, которым он был свидетелем, — если какой-нибудь очередной тиран, придя к власти, сожжет все Библии, и Коран, и Тору, и Упанишады, и Дхаммападу, и многое, многое другое? Откуда человечество возьмет новые священные тексты?» И однажды ему пришел ответ, что люди в любой момент могут обращаться к тем же лежащим в основе человеческих культур источникам мудрости и писать «руководства к пониманию мира и правильному действию» для самих себя — просто обычно они этого не делают. «Возможно, — подумал Прогофф, — потому, что у них нет подходящих средств». С этого начался его творческий поиск.
«Как взять лучшее, что может предложить аналитическая психология, — думал Прогофф, — и „упаковать“ таким образом, чтобы это могли использовать люди, которые не могут позволить себе психотерапию? Например, потому, что месяцами лежат в больницах, сидят в тюрьме, состоят на учете на бирже труда?» Вернувшись в США, Прогофф сформулировал себе задачу, мне кажется, очень в духе ТРИЗ: «Возможно ли создать психотерапию без психотерапевта. »
Решением для него стала разработка модели структурированного дневника, которую он сам назвал «интенсивным дневником». Ведение дневника по Прогоффу отличается от обычного (в котором пишется когда придется и о чем в конкретный момент наиболее актуально, сплошным потоком, иногда датированным), во-первых, тем, что в прогоффском дневнике выделяются отдельные разделы, и в каждом разделе — свои задания. Поэтому-то он и структурированный (и в этом, мне кажется, и есть гениальность и новый путь).
А во-вторых, работа с дневником по Прогоффу организована как серия из нескольких двухдневных семинаров, в промежутках между которыми люди работают в заданном режиме (поэтому дневник «интенсивный»). Семинары посвящены выстраиванию и исследованию жизненной истории, диалогическому взаимодействию с важными элементами жизни (значимыми людьми, проектами, телом, культурой и пр.), работе со сновидениями, работе с ценностями, смыслами, духовным измерением жизни. Пройдя всю последовательность семинаров, человек обретает целостное видение своей жизни, входит в контакт со своим уникальным «внутренним процессом», или «внутренним движением души», а также осваивает все приемы и техники работы с прогоффским дневником. Тем самым человек получает в свое распоряжение инструмент, достаточно сложный и гибкий, чтобы вместить любую жизненную коллизию, и достаточно надежный, чтобы дать опору для принятия верных решений.
На границе сознания и бессознательного: «сумеречное воображение»
Один из наиболее характерных элементов аналитической психологии Юнга — представление о том, что развитие Самости человека происходит на границе сознания и бессознательного. С одной стороны, есть ставшие уже знакомыми и привычными представления о себе, нечто достаточно логичное и описываемое словами. А с другой стороны — есть новое, пока еще не сформулированное полностью, воспринимаемое не линейно-последовательно, а симультанно, в виде образа, ухватывающего суть происходящего. В процессе развития происходит встреча и взаимное обогащение, трансформация как рационального понимания, так и образного восприятия происходящего.
В своем «структурированном дневнике» Айра Прогофф воплотил эту идею. В заданиях каждого раздела дневника происходит челночное движение между ответами на вопросы «на сознательном уровне» — и запечатлением образов. Имеются в виду те образы-картинки, грезы, которые спонтанно приходят к нам, когда мы засыпаем или постепенно просыпаемся, или когда мы перестаем решать повседневные задачи и погружаемся в какую-то ритмичную, монотонную деятельность (например, гуляем, бегаем, плаваем, вяжем, вышиваем и т.п.), когда мы находимся в созерцательном состоянии. Чтобы эти образы могли прийти к нам во время ведения дневника, Прогофф предлагает пишущим прислушаться к собственному дыханию, к тому, что происходит в теле, расфокусировать взгляд, направить его как бы внутрь. погрузиться в себя немного глубже. и стать тихими, открыться тому, что придет. Прогофф называет этот уровень восприятия «сумеречным воображением» — в отличие от «дневного сознания» и «ночного сновидения».
Как и практически любая структурированная программа ведения дневника, прогоффский дневник начинается с обращения к настоящему моменту. Вначале мы описываем свое настоящее сознательно и рационально, а потом с уровня сознания спускаемся на уровень сумеречного воображения, задаем вопрос: «На что похоже мое настоящее, моя жизнь сейчас?» — и ждем, какой образ к нам придет. Образ может быть совершенно неожиданным, и это как раз знак того, что мы на верном пути, что мы не навязываем сумеречному воображению свое сознательное восприятие ситуации.
Приведу пример. Когда книга Прогоффа «На дневниковом семинаре» попала мне в руки, и я стала экспериментировать с приведенными в ней упражнениями, я описала период настоящего достаточно спокойно: я паковала квартиру мужа к масштабному переезду, одновременно помогала делать ремонт в квартире родителей, работала, горевала по недавно умершему дорогому человеку, то заболевала, то выздоравливала, много моталась по городу. и, когда меня спрашивали: «Как дела?» — отвечала: «Ну, нормально. » А вот когда я спустилась на уровень сумеречного воображения и задала ему вопрос: «На что сейчас похожа моя жизнь?» — перед моим внутренним взором возникла следующая картинка: стиральная машина фронтальной загрузки, в ней стирается-крутится белье, а среди белья крутится серая дымчатая кошка. Ее мордочку практически расплющило о прозрачный пластик дверцы, глаза у нее зажмурены, а рот растянут в неестественной улыбке, которая, вроде как, должна сообщать зрителям сего, что все в порядке.
Этот образ позволил мне взглянуть на происходившее в моей жизни с иной стороны. В нем чувствовалась внутренняя правда — да, я «совсем закрутилась». Что еще более важно, образы всегда существуют в динамике, они развиваются согласно определенной логике. Например, белье в стиральной машинке не может крутиться вечно. В какой-то момент барабан остановится, дверца откроется. и обессилевшая кошка выпадет оттуда на пол мордой вниз, а сверху ее еще завалит мокрым бельем. Таким образом, динамика развития образа дает нам некоторый прогноз — каким с высокой вероятностью будет будущее человека, у которого вот такое настоящее. При этом из рационального, сознательного восприятия этого будущего может быть не видно.
Когда мы можем одновременно удержать в фокусе внимания и свое рациональное восприятие, и ту информацию, которую дает нам образ и динамика его развития, практически всегда происходит трансформация и того, и другого. Это Прогофф называет «внутренней корреляцией». Так, посозерцав на уровне сумеречного воображения кошку в стиральной машине, я поняла, что в моем настоящем катастрофически не хватает заботы о себе и сочувствия к себе. И у меня возник новый образ, включивший в себя это новое понимание — образ человека, стоящего в узкой лодке и управляющего ею с помощью шеста, пока лодка проходит по узким протокам очень живописной лесной реки. При этом этот человек свободен в любой момент причалить к берегу и передохнуть — или просто выпрыгнуть из нее на берег.
Настоящее как миг, в котором «момент движения» прошлого разворачивается в будущее
Смысл нашего настоящего открывается нам в контексте прошлого и будущего. Поэтому после того, как мы исследовали период настоящего, обратились к сумеречному воображению и получили «внутреннюю корреляцию», Прогофф предлагает нащупать и прочувствовать «момент движения» нашей жизни — как от рождения она катилась к настоящему, набирая обороты. и вот-вот «выплеснется» из настоящего в будущее, как могучая волна, которая несет нас.
Чтобы нащупать и прочувствовать этот «момент движения», мы выделяем в жизни несколько этапов (8-10), Прогофф называет их «вехами жизни»; при этом начинаем с настоящего момента и движемся в прошлое, задавая себе вопрос: «Без чего это не смогло бы произойти?»
Например, если я возьму свое актуальное настоящее и выделю восемь этапов жизни, это может выглядеть примерно так:
8. Сейчас я собираюсь стать мамой двух детей, профессионально занимающейся письменными практиками.
7. Я осваивалась в материнстве и серьезно изучала письменные практики.
6. Я преподавала нарративную практику в разных странах.
5. Я изучала нарративную практику и была фрилансером, живя в России.
4. Я работала в офисе по основной специальности и параллельно занималась переводами.
3. Я училась в университете и параллельно работала со школьниками.
2. Я была ребенком, играла, читала, училась в школе.
Если взять этот список и перечитать его в хронологическом порядке, т. е. от рождения к настоящему моменту, то становятся заметны (мне изнутри — в гораздо большей степени, чем сторонним наблюдателям) векторы развития — то, куда движется моя жизнь, набирая обороты. И, балансируя на границе между прошлым и будущим, я могу спросить: «В чем суть этого движения? Про что оно? Куда дальше? И что я могу сделать, чтобы это „дальше“ получилось хорошо? Чему мне для этого нужно научиться?»
Восемь или десять этапов жизни, какой бы короткой или длинной она ни была, выделить достаточно сложно, и сложно обозначить их суть. У большинства людей это не получается с первого раза. Либо этапов оказывается больше, либо выделяются отдельные темы-направления развития (например, «работать» и «любить»). Прогофф предлагает составить несколько таких списков жизненных этапов — столько, сколько потребуется, чтобы вы почувствовали: «Да, это вмещает мою жизнь, как она есть сейчас, пусть она при этом оказывается обрисована очень общо, крупными мазками». Многие люди начинают с выделения достаточно формальных этапов и дают им формальные обозначения (в примере выше я сделала это специально). Но по мере работы со списками вех они становятся все более личными и непосредственными, и тогда ответ на вопросы: «В чем суть?» и «Куда дальше?» указывают на направление личностного и духовного роста.
Попробуйте?
Сейчас, на границе завершающегося и зарождающегося года, мне кажется — отличное время попробовать осмыслить настоящий момент и посмотреть, куда направлен ваш вектор развития.
У всех людей длительность периода настоящего разная. У кого-то он начался несколько недель тому назад, у кого-то — несколько месяцев, у кого-то — несколько лет. Он начался с какого-то события, изменившего жизненные условия, — например, вы переехали, или вышли замуж, или развелись, или у вас родился ребенок, и т.п. и т.д. Или, может быть, период настоящего начался не с такого драматического изменения внешних обстоятельств, а с чего-то менее заметного, накапливавшегося постепенно. Может быть, у вас постепенно изменились интересы и увлечения. Или ваше тело постепенно пришло в ту форму, которую вы считаете идеальной, и это открыло вам новые возможности. Может быть, вам стали сниться какие-то сны, которые не снились раньше.
1. Начните с того, чтобы описать — кратко, тезисно, не «растекашеся мысию по древу» — из чего состоит ваша жизнь сейчас.
Что в ней есть? Какие отношения? Какие мысли? Какое самочувствие? Какие проекты? Какие развлечения? Какие проблемы и тревоги? Какие привычки? И т.п., и т.д. Писать кратко важно для того, чтобы быстро создать некий общий обзор вашей жизни, увидеть ее в целостности.
Важно бывает, составив такой перечень содержаний настоящего момента, закончить два незаконченных предложения:
«Сейчас в моей жизни — время. » (например, «затишья»; «собирать камни»; «вырваться за пределы привычного», «смутное время, когда прежнее уже не удовлетворяет, а куда дальше, неясно» и т.д.)
«Моя жизнь сейчас похожа на. » («фруктовый кефир», «американские горки», «дерево, которое приняло оттепель за весну и зацвело слишком рано», «робота-трансформера» и т.п.) — здесь попробуйте спуститься на уровень сумеречного воображения.
Что становится видно, когда вы располагаете рядом в фокусе вашего внимания и рациональное описание настоящего, и его репрезентацию в образе сумеречного воображения?
2. Возьмите нынешний период вашей жизни за точку отсчета и попробуйте выделить 8-10 этапов в прошлом, которые привели вас к настоящему моменту.
При этом хронологически начальный пункт — это «я родилась/родился». Но выделять этапы нужно не «от рождения к настоящему моменту», а наоборот. При этом отвечайте себе на вопрос: «Без чего этот этап моей жизни не мог бы состояться?» Названия этапов могут быть достаточно краткими; они вовсе не обязательно должны быть «всеобъемлющими», в них должно быть упомянуто то главное, что позволит вам выделить хронологические границы этого этапа.
Важно выделить именно 8-10 этапов, и не больше. Это включает «принцип избирательности». Вполне может оказаться, что за один раз составить удовлетворяющий вас список основных жизненных этапов не получится. Если чувствуете, что то, что вы написали, вас не устраивает, — постарайтесь сформулировать для себя, почему не устраивает, что важное не вошло в этот перечень. Может быть, названия этапов будут у вас достаточно формальными, а может быть, наоборот, метафорическими.
Перечитайте получившийся список в хронологическом порядке, от рождения к настоящему моменту, и спросите себя: «Куда движется эта волна, этот поток? Куда дальше?»
Не забудьте написать после этого рефлексивный отклик:
P. S. Книга Прогоффа «На дневниковом семинаре» пока не издана на русском языке. И это жаль, потому что русскоязычному читателю вообще доступно мало хорошей литературы по письменным практикам. Тем, кто взялся бы издать эту книгу Прогоффа, я бы с удовольствием передала часть перевода, сделанного мной для личного пользования.