Что значит великий пост

Великий пост

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.).

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

Читайте также:  Что значит в смс три скобки

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Источник

Что значит великий пост

СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО

Post

Смысл Великого поста — духовное очищение и подготовка к христианскому празднику Пасхи и воскресению Христа. В современном мире где власть денежного мешка давно перевесила силу духовного очищения человека Великий пост превратился в формальность соблюдение которой обеспечивает некую защиту и осознание правильности своего поведения. Происходит это и потому что понимание Великого поста сводится к отказу от постных продуктов и не затрагивает глубоких духовных сфер человека.

Великий пост связан с цифрой 40: столько дней Спаситель находился в пустыне подвергаясь дьявольским искушением и постясь. Эти 40 дней и называются Четыредесятницей — основным периодом поста к которому позднее добавились Суббота Лазаря и Пальмовое (Вербное) воскресенье а также Страстная седмица. Получилась Пятидесятница.

Длительность Великого поста — шесть седмиц (недель) к ним добавляется Страстная седмица он захватывает период от начала февраля (не раньше 2 числа) до начала мая (не позже 7 числа). Дата зависит от дня Пасхи.

Любой пост — это путь к Богу. Первоначально он имел значение подготовки к Крещению. Раньше постились только язычники которые собирались принять христианство и готовились к этому обряду очищаясь от старых заблуждений с помощью молитв проповедей и чтения духовной литературы. Это был своего рода жертвенный подвиг во имя веры
который подготавливал тело и душу к принятию христианства. Крестили в древности в Рождество и на Пасху перед Пасхой в Великую Субботу. Показывая свою солидарность с язычниками остальные христиане тоже приняли условия Великого поста и стали выполнять все причитающиеся в это время жертвенные условия. В те времена это касалось только Страстной седмицы.

СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТРЕХ АСПЕКТАХ:

Это знак солидарности и единства христиан. Общее послушание вызывающее чувство соборности и близости всех людей православного мира.
Утеснение плоти. Очищение души от пут плоти страстей искушений. Душа должна перестать зависеть от тела. Отказ от скоромной пищи (мясо молоко животные жиры яйца кондитерские изделия изготовленные с добавлением молока жиров и яиц).
Одухотворение человека. Молитва покаяние очищение от злых помыслов воцарение мира и любви в душе. Диалог с Богом.

Великому посту предшествует подготовка которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию. Каждая неделя называется по-своему и имеет свое назначение:

Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей. Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост.

Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение. Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия (только по субботам и воскресеньям). Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше. В церкви в это время царит особая атмосфера.

ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:

Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни.

«Не то, что входит в уста, оскверняет его, а то, что выходит из уст его», — написано в Евангелии. Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает. Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние — это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу.

Пост — это не самоцель, не мероприятие в виде разгрузочных дней и очищения организма от шлаков. Это средство достижения более высокой цели. Цель эта — очищение и просветление души, любовь к Богу. Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения. Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи.

Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми. Такой пост не приносит никакой пользы. Исключая скоромную пищу, не перекрывайте доступ к душе светлым и благостным помыслам. Наполняя себя светом любви к Богу, человек не дает шанса развитию внутри гнева и ненависти. Очень осторожным нужно быть во время поста людям больным и ослабленным, беременным женщинам, детям. Главный принцип, которым должен руководствоваться человек во время Великого поста, — не «есть» окружающих (не злиться, не гневаться, не раздражаться).

Не стоит думать, что Великий пост — это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв. Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого.

Читайте также:  Чем убрать накипь с душевой лейки

КАЖДАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА НЕСЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СМЫСЛ:

О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Она почиталась особенно, в народе носила название Красной, Святой, Белой, Чистой, Русальной, Червоной. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе. Великдень (или Пасха) был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их.

В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят. Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми — событиями земной жизни Спасителя. В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них. События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. И Пасха превращается в истинное воскресение, возрождение его к новой духовной жизни. Но происходит это тогда, когда человек не просто следует какому-то общепризнанному канону, внешним правилам, связанным с приемом пищи или религиозными обрядами, но проходит путь к Богу глубоко внутри, в своей душе. Великий пост — это способ духовного возрождения и проверки, а может быть, и обретения истинной веры в её священном божественном значении. Ограничивая себя в еде, пресыщенные благополучием люди получают возможность оценить её истинный вкус и ценность даров Божьих. Уменьшая развлечения, удовольствия, пустые разговоры, люди учатся слушать свою душу, начинают ценить действительно глубокие отношения, лучше понимают себя и окружающих, учатся любить Бога и понимают смысл его великой любви и милосердия к людям.

Источник

Пост и его значение

Древ­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет Афи­на­гор на вопрос своего оппо­нента-языч­ника о том, как телес­ная болезнь может отра­жаться на дея­тель­но­сти бес­те­лес­ной души, при­во­дит такой пример. Душа – музы­кант, а тело – инстру­мент. Если инстру­мент повре­жден, музы­кант не в силах извлечь из него гар­мо­нич­ных звуков. С другой сто­роны, если болен музы­кант, то инстру­мент без­молв­ствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неиз­ме­римо больше. Тело и душа состав­ляют единую чело­ве­че­скую лич­ность.

Бла­го­даря посту тело ста­но­вится утон­чен­ным инстру­мен­том, спо­соб­ным улав­ли­вать каждое дви­же­ние музы­канта – души. Образно говоря, тело из афри­кан­ского бара­бана пре­вра­ща­ется в скрипку Стра­ди­вари. Пост помо­гает вос­ста­но­вить иерар­хию душев­ных сил, под­чи­нить слож­ную пси­хи­че­скую орга­ни­за­цию чело­века высшим духов­ным целям. Пост помо­гает душе побеж­дать стра­сти, извле­кает душу, как жем­чу­жину из рако­вины, из плена всего грубо чув­ствен­ного и пороч­ного. Пост осво­бож­дает дух чело­века от влюб­лен­ной при­вя­зан­но­сти к веще­ствен­ному, от посто­ян­ной обра­щен­но­сти к зем­ному.

Иерар­хия пси­хо­фи­зи­че­ской при­роды чело­века похожа на пира­миду, опро­ки­ну­тую вер­ши­ной вниз, где тело давит на душу, а душа погло­щает дух. Пост поко­ряет тело душе, а душу под­чи­няет духу. Пост явля­ется важным фак­то­ром сохра­не­ния и вос­ста­нов­ле­ния един­ства души и тела.

Созна­тель­ное само­огра­ни­че­ние служит сред­ством дости­же­ния духов­ной сво­боды, об этом учили еще древ­ние фило­софы: «Чело­век должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», – гово­рил Сократ. Пост уве­ли­чи­вает духов­ный потен­циал сво­боды: делает чело­века более неза­ви­си­мым от внеш­него и спо­соб­ствует све­де­нию к мини­муму его низших потреб­но­стей. При этом осво­бож­да­ется энер­гия, воз­мож­ность и время для жизни духа.

Пост пред­став­ляет собой воле­вое дей­ствие, а рели­гия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет огра­ни­чить себя в пище, не сможет побе­дить и более силь­ные и утон­чен­ные стра­сти. Рас­пу­щен­ность в еде ведет к рас­пу­щен­но­сти и в других обла­стях чело­ве­че­ской жизни.

Хри­стос сказал: Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф. 11:12 ). Без посто­ян­ного напря­же­ния и подвига воли Еван­гель­ские запо­веди оста­нутся только иде­а­лами, сия­ю­щими в недо­ся­га­е­мой высоте, как дале­кие звезды, а не реаль­ным содер­жа­нием жизни чело­века.

Хри­сти­ан­ская любовь – это особая, жерт­вен­ная любовь. Пост учит жерт­во­вать сна­чала малым, но «вели­кое начи­на­ется с малого». Эгоист же тре­бует жертв от других – для себя, причем чаще всего отож­деств­ляет себя со своим телом.

Древ­ние хри­сти­ане соеди­няли запо­ведь поста с запо­ве­дью мило­сер­дия. У них был обычай: деньги, сбе­ре­жен­ные на пище, откла­ды­вать в особую копилку и по празд­ни­кам раз­да­вать нищим.

Мы кос­ну­лись лич­ност­ного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – цер­ков­ный. Посред­ством поста чело­век вклю­ча­ется в ритмы хра­мо­вого бого­слу­же­ния, ста­но­вится спо­соб­ным реально пере­жи­вать через свя­щен­ные сим­волы и образы собы­тия биб­лей­ской исто­рии.

Цер­ковь – это духов­ный живой орга­низм, и, как всякий орга­низм, она не может суще­ство­вать вне опре­де­лен­ных ритмов.

Посты пред­ше­ствуют вели­ким хри­сти­ан­ским празд­ни­кам. Пост – одно из усло­вий пока­я­ния. Без пока­я­ния и очи­ще­ния чело­веку невоз­можно пере­жить радость празд­ника. Вернее, он может испы­тать эсте­ти­че­ское удо­вле­тво­ре­ние, подъем сил, экзаль­та­цию и т. д. Но это – только сур­ро­гат духов­но­сти. Истин­ная, обнов­ля­ю­щая радость, как дей­ствие бла­го­дати в сердце, оста­нется для него недо­ступ­ной.

Хри­сти­ан­ство тре­бует от нас бес­пре­рыв­ного совер­шен­ство­ва­ния. Еван­ге­лие откры­вает чело­веку бездну его паде­ния, как вспышка света – мрач­ную про­пасть, раз­верз­шу­юся под ногами, и в то же время Еван­ге­лие откры­вает чело­веку бес­ко­неч­ное, как небо, Боже­ствен­ное мило­сер­дие. Пока­я­ние – это вИде­ние ада в своей душе и любви Божией, вопло­щен­ной в лице Христа Спа­си­теля. Между двумя полю­сами – печали и надежды – про­хо­дит путь духов­ного воз­рож­де­ния.

Святые гово­рят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу – это будет благо и для самого тела, как для коня – под­чи­няться наезд­нику, иначе оба поле­тят в про­пасть. Чре­во­угод­ник меняет дух на чрево и при­об­ре­тает жир.

Читайте также:  Что должен говорить командир взвода при построении

Пост – уни­вер­саль­ное явле­ние, суще­ство­вав­шее у всех наро­дов и во все вре­мена. Но хри­сти­ан­ский пост нельзя срав­нить с постом буд­ди­ста или мани­хея. Хри­сти­ан­ский пост осно­ван на других рели­ги­оз­ных прин­ци­пах и идеях. Для буд­ди­ста нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между чело­ве­ком и насе­ко­мым. Поэтому упо­треб­ле­ние мяса для него – тру­по­яде­ние, близ­кое к кан­ни­баль­ству. В неко­то­рых язы­че­ских рели­ги­оз­ных школах упо­треб­ле­ние мяса было запре­щено, так как теория пере­во­пло­ще­ния душ (метам­пси­хоза) застав­ляла опа­саться, что в гусе или козле заклю­чена душа предка, попав­шего туда по закону кармы (воз­мез­дия).

По учению же зоро­астрий­цев, мани­хеев и других рели­ги­оз­ных дуа­ли­стов, в сотво­ре­нии мира при­ни­мала уча­стие демо­ни­че­ская сила. Поэтому неко­то­рые суще­ства счи­та­лись порож­де­нием злого начала. В ряде рели­гий пост был осно­ван на ложном пред­став­ле­нии о чело­ве­че­ском теле как тем­нице души и сре­до­то­чии вся­кого зла. Это порож­дало само­ис­тя­за­ния и изу­вер­ства. Хри­сти­ан­ство счи­тает, что такой пост при­во­дит к еще боль­шему рас­строй­ству и рас­паду «три­ме­рии чело­века» – духа, души и тела.

По какому прин­ципу отби­ра­ется пища для хри­сти­ан­ского поста? Для хри­сти­а­нина нет чистой и нечи­стой пищи. Здесь учтен опыт воз­дей­ствия пищи на орга­низм чело­века, поэтому такие суще­ства, как рыбы и мор­ские живот­ные, явля­ются пост­ной пищей. В то же время к ско­ром­ной пище, кроме мяса, отно­сятся также яйца и молоч­ные про­дукты. Всякая рас­ти­тель­ная пища счи­та­ется пост­ной.

Хри­сти­ан­ский пост имеет несколько видов – в зави­си­мо­сти от сте­пени стро­го­сти. К посту отно­сятся:

Кроме того, во время поста реко­мен­ду­ется огра­ни­чить число при­е­мов пищи (напри­мер, до двух раз в день); сокра­тить коли­че­ство пищи (при­бли­зи­тельно до двух третей от обыч­ной нормы). Пища должна быть про­стая, не изыс­кан­ная. Во время поста сле­дует при­ни­мать еду позже, чем в обыч­ное время – после полу­дня, если, конечно, поз­во­ляют обсто­я­тель­ства жизни и работы.

Надо иметь в виду, что к нару­ше­нию хри­сти­ан­ского поста отно­сится не только вку­ше­ние ско­ром­ного, но также поспеш­ность в еде, пустые раз­го­воры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго сораз­ме­рен со здо­ро­вьем и силами чело­века. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий пишет, что неспра­вед­ливо для креп­кого и для сла­бого телом назна­чать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе».

При неко­то­рых тяже­лых желу­доч­ных забо­ле­ва­ниях в диету постя­ще­гося может быть вклю­чен опре­де­лен­ный вид ско­ром­ной пищи, необ­хо­ди­мой при этой болезни, но лучше всего пред­ва­ри­тельно обсу­дить это с духов­ни­ком.

В прессе и других сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции против поста нередко высту­пали медики – с устра­ша­ю­щими заяв­ле­ни­ями. Они рисо­вали, в духе Гоф­мана и Эдгара По, мрач­ную кар­тину мало­кро­вия, ави­та­ми­ноза и дис­тро­фии, кото­рые, как при­зраки мщения, ожи­дают тех, кто дове­ряет Цер­ков­ному Уставу больше, чем руко­вод­ству по «Гиги­ене пита­ния» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так назы­ва­е­мым «старым веге­та­ри­ан­ством», кото­рое исклю­чало из пищи все про­дукты живот­ного про­ис­хож­де­ния. Они не давали себе труда разо­браться в эле­мен­тар­ных вопро­сах хри­сти­ан­ского поста. Многие из них даже не знали, что рыба – пост­ная пища. Они игно­ри­ро­вали факты, зафик­си­ро­ван­ные ста­ти­сти­кой: многие народы и пле­мена, пита­ю­щи­еся пре­иму­ще­ственно рас­ти­тель­ной пищей, отли­ча­ются вынос­ли­во­стью и дол­го­ле­тием, первые места по про­дол­жи­тель­но­сти жизни зани­мают пче­ло­воды и монахи.

При этом, пуб­лично отвер­гая рели­ги­оз­ный пост, офи­ци­аль­ная меди­цина вво­дила его в лечеб­ную прак­тику под назва­нием «раз­гру­зоч­ных дней» и веге­та­ри­ан­ских диет. Веге­та­ри­ан­скими днями в сана­то­риях и армии были поне­дель­ник и чет­верг. Исклю­ча­лось все, что могло напом­нить о хри­сти­ан­стве. По-види­мому, идео­логи ате­изма не знали, что поне­дель­ник и чет­верг – это дни поста древ­них фари­сеев.

В боль­шин­стве про­те­стант­ских кон­фес­сий кален­дар­ных постов не суще­ствует. Вопросы о посте реша­ются инди­ви­ду­ально.

В совре­мен­ном като­ли­че­стве пост сведен до мини­мума; яйца и молоко счи­та­ются пост­ной пищей. Раз­ре­ша­ется прием пищи за один-два часа до при­ча­ще­ния.

У моно­фи­зи­тов и несто­риан – ере­ти­ков – пост отли­ча­ется про­дол­жи­тель­но­стью и стро­го­стью. Может быть, здесь ска­зы­ва­ются общие восточно-реги­о­наль­ные тра­ди­ции.

Важ­ней­шим постом вет­хо­за­вет­ной Церкви был день «Очи­ще­ния» (в сен­тябре месяце). Кроме того, суще­ство­вали тра­ди­ци­он­ные посты в память раз­ру­ше­ния Иеру­са­лима и сожже­ния храма. Свое­об­раз­ным видом поста слу­жили пище­вые запреты, кото­рые имели вос­пи­та­тельно-педа­го­ги­че­ский харак­тер. Нечи­стые живот­ные оли­це­тво­ряли собой грехи и пороки, кото­рых сле­до­вало избе­гать (заяц – бояз­ли­вость, вер­блюд – зло­па­мят­ство, мед­ведь – ярость и т. д.). Эти запреты, при­ня­тые в иуда­изме, пере­шли отча­сти и в ислам, где нечи­стые живот­ные вос­при­ни­ма­ются как носи­тели физи­че­ской скверны.

В Грузии народ тща­тельно соблю­дал посты, что зафик­си­ро­вано в агио­гра­фи­че­ской лите­ра­туре. Евфи­мий Мтац­мин­дели (Свя­то­го­рец) соста­вил ценное руко­вод­ство о постах. А в «Опи­са­нии Кол­хиды» доми­ни­кан­ского монаха А. Лам­берти сооб­ща­ется, в част­но­сти, что «мин­грельцы сле­дуют гре­че­скому обычаю (то есть Пра­во­сла­вию – Авт. ) – Вели­кий пост соблю­дают очень строго, даже рыбы не едят! И вообще едят только раз в день при закате солнца. Они так твердо соблю­дают обряд поста, что, как бы больны или стары, или рас­слаб­лены ни были, ника­ким обра­зом в это время мяса не станут есть. Неко­то­рые по пят­ни­цам вовсе воз­дер­жи­ва­ются от еды: на послед­ней неделе не пьют вина, а в послед­ние три дня ника­кой пищи не при­ни­мают».

Вера – это непо­сред­ствен­ное сви­де­тель­ство души о суще­ство­ва­нии Бога и духов­ного мира. Говоря образно, сердце веру­ю­щего чело­века похоже на особый лока­тор, кото­рый вос­при­ни­мает инфор­ма­цию, идущую из духов­ных сфер. Пост спо­соб­ствует более тон­кому и чут­кому вос­при­я­тию этой инфор­ма­ции, этих волн духов­ного света. Пост должен быть соеди­нен с молит­вой. Молитва – обра­щен­ность души к Богу, мисти­че­ская беседа тво­ре­ния со своим Созда­те­лем. Пост и молитва – два крыла, под­ни­ма­ю­щие душу к небу.

Если срав­нить хри­сти­ан­скую жизнь со стро­я­щимся храмом, то его кра­е­уголь­ными кам­нями будут борьба со стра­стями и пост, а вер­ши­ной, венцом – духов­ная любовь, кото­рая отра­жает в себе свет любви Боже­ствен­ной, как золото цер­ков­ных купо­лов – лучи вос­хо­дя­щего солнца.

Источник

Adblock
detector