Что значит венчанный царь

Венчание на царство

300px Redgates

magnify clip

Венчание на царство — церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царства носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания — «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям». [1]

Содержание

История

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

120px Coronation Ivan IV. 7

magnify clip

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный (1547 год). Помазания на царство этот обряд не предусматривал. [2] В 1561 г. греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий). [2]

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. [2] Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу. [2]

Венчание на царство Феодора Иоанновича (31 мая 1584) было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.

Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами, в поздний синодальный период — митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители. [2]

Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону (меньшую по размеру) возлагал сам Государь (а не священнодействовавший архиерей); причём императрица становилась пред своим супругом на колени (при короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна «не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону» [3] ; обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II [4] ).

Перечень венчаний на царство

300px Crowning of the Empress

magnify clip

Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.

Царский венец

220px Armoury flickr06

magnify clip

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века — так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка — «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором — «короной московитов».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

Источник

Чин венчания на царство русских царей

Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный (священный) характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти.

В Россию и Западную Европу обряд венчания на царство перешел из Византийской империи, где он был известен с V века. По описанию византийских историков, венчание на царство первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. В X веке Византийская церковь провозглашала императора святым — освященным в своей власти для царствования; внешнее действие этого освящения проявлялось в чине миропомазания.

Первые русские князья были язычниками, и над ними обряд венчания на царство не совершался. Обряд княжеского «посажения на стол» в общих чертах был схож с обрядом византийского венчания, исключая миропомазание. При монгольском иге «поставление» русских князей на княжество происходило в Орде.

Среди древнейших атрибутов этого чина — золотая шапка с меховой опушкой, получившая при Иване IV Грозном название «Мономахова наследственная шапка золотая». В чине поставления на великое княжение фигурировали также другие символы власти: бармы (драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера и золотой пояс. При великом князе Василии I к ним был присоединен крест, на котором русские государи давали крестное целование при венчании на царство.

Первым дошедшим до нас письменным официальным документом стало свидетельство о великокняжеском венчании Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» в феврале 1489 года.

Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло в январе 1547 года по чину венчания Дмитрия. В церемонии наряду с другими регалиями использовался деревянный трон, облицованный резными пластинами слоновой кости, повествующими о добродетели, мудрости и храбрости израильского царя Давида.
В официально закрепленной при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским царям. В соборной грамоте 1561 года был утвержден сан царя на Руси, а также изложен весь порядок чина венчания на царство.

Читайте также:  Что делать чтобы не влюбиться в девушку

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

Источник

Как стать царем: знаковые, необычные и трагические коронации в истории России

3iZtY59Hb1840qIl0uDO7evhTaB6FGkjt6qmvJ8p

Венчание на царство и коронация – самые важные церемонии, проводившиеся в дореволюционной России. Они традиционно проходили в Москве даже после того, как она перестала быть столицей

Акт венчания на царство символизировал сакральность особы государя как наместника Бога на земле. Впервые этот обряд на Руси был введен Иваном III. Правителю, освободившему государство от монгольской зависимости и объединившему земли вокруг Москвы, необходим был новый, более престижный статус. Скромные церемонии, которые ранее проводились русскими князьями, его не устраивали. В 1489 году Иван Третий венчал на царство своего внука Дмитрия, впервые возложив на него бармы и шапку Мономаха.

Амбиции Ивана Грозного

В декабре 1546 года молодой правитель Иван IV объявил митрополиту Макарию и боярам о своем желании торжественно венчаться на царство. 16 января 1547 года государь был приглашен в Успенский собор и прошел такой же обряд, как и его предшественники. Однако число регалий на сей раз было большим: появился крест от животворящего древа, возложенный на Ивана IV прежде барм, и скипетр, врученный ему после шапки Мономаха.

Первую половину венчания Иван Васильевич стоял, а после вручения жезла митрополит торжественно посадил его на царское место. Макарий произнес поучение, провел литургию и возложил на государя золотую цепь. После причащения он пригласил Ивана IV к миропомазанию и с этого момента впервые в истории назвал его царем, а не великим князем.

ce67bc7c103c5dfd468d84449db8c3bbacda1df1

Кадр из фильма «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна. 1944 год

Источник фото: https://museikino.ru

В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту. В ней был подробно изложен порядок священного действа во время венчания на царство по примеру византийских императоров, а также официально утвержден титул царя на Руси. Правда, впервые «греческому» порядку следовал уже не Иван Васильевич, а его сын Федор в 1584 году. Тогда же последнему царю из династии Рюриковичей впервые была присвоена держава с крестом – один из символов власти.

Читайте также:  Чем травить глистов у таксы

Увы, царь, стремившийся укрепить положение Российского государства на международной арене с помощью нового статуса, поверг страну в хаос. Опричная политика Ивана Грозного, поражение в изнурительной Ливонской войне, пресечение династии – все эти события стали предвестниками Смутного времени.

Время Романовых

С приходом новой династии традиции венчания на царство, заложенные еще при Рюриковичах, практически не изменились. В 1613 году, когда Земский собор выбрал правителем юного Михаила Федоровича Романова, о предстоящем торжестве народ в столице извещали заранее. На рассвете в день венчания царь вышел из Постельных хором в Золотую палату. Там он пожаловал в бояре князя Черкасского и знаменитого князя Дмитрия Пожарского, героя народного ополчения 1612 года. После этого Михаил Федорович послал за царскими регалиями, находившимися в Казенном дворе. Приложившись к кресту, государь «отпустил» их на шествие в Успенский собор.

93b767cca07228a7b5f90ccd4333defba0e1c7f6

Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

Посреди собора был установлен помост – обитая красным сукном возвышенность, получившая название «великое чертожное место», или просто «чертог». По обеим сторонам от нее стояли скамьи для духовенства, а возле царского места находился стул с бархатной подушкой для митрополита. Из-за отсутствия патриарха (отец нового царя Филарет вернется в Москву из плена лишь в 1619 году) обряд венчания на царство совершил митрополит Казанский Ефрем. Во время церемонии Михаил Федорович обратился к нему с речью, упомянув о венчании на царство прежних русских государей. Затем он перешел к обстоятельствам собственного избрания на престол «всем народным множеством» и закончил свою речь просьбой благословить и «венчать его царским венцом».

Так началась история власти новой российской династии. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович «Тишайший» станет первым наследником среди Романовых, которому, как в былые времена, власть перешла от отца, а не в результате всенародных выборов. Оттого и положение второго правителя династии было прочнее: царь смог принять новый свод законов, расширить границы Российского государства далеко на восток и отвоевать территории, утраченные в годы Смуты.

08e638cfafe2227cfcc8718b716cd4e7a31c1d7b

Короны русских государей. 1 – Мономаховская, 2 – Царства Казанского, 3 – Михаила Федоровича, 4 – Петра Алексеевича, 5 – Ивана Алексеевича, 6 – Елизаветы Петровны, 7 – Екатерины Первой, 8 – Анны Иоанновны, 9 – Большая императорская корона, 10 – корона императрицы

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Два царя и одна царевна

В 1682 году умирает старший сын Алексея Михайловича. К сожалению, Иван Алексеевич, следующий в очереди на престол, был болезненным и слабым ребенком, не готовым в одиночку править страной. Рассматривалась и другая кандидатура – десятилетний Петр, сын от второго брака Алексея Михайловича. Конечно, в силу юного возраста ни Иван, ни Петр не могли бороться за власть – за них это делами многочисленные родственники: Милославские и Нарышкины. Примирительным жестом патриарх Иоаким предложил провозгласить царями сразу обоих, а регентом назначить старшую сестру Софью, девушку властную и честолюбивую.

Иван и Петр венчались на царство в Успенском соборе 25 июня 1682 года. Любопытно, что Ивана венчали уже существовавшими регалиями, а для Петра изготовили копии. Коронационная шапка Петра Алексеевича носила название «Шапка Мономаха второго наряда», или «Таврическая шапка». Для молодых царей соорудили специальный трон с двумя сидениями, который сейчас хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

2f4435c13c099d5804e81f745a7710205213aa4e

Венчание на царство Ивана и Петра Алексеевичей

Государи в сопровождении бояр и стрельцов вышли из Грановитой палаты через Красное крыльцо на Соборную площадь, уже заполненную народом. После завершения церемонии они отправились в Архангельский собор, чтобы почтить память предков, а в Благовещенском соборе поклонились святым иконам. Во время выхода из каждого собора Ивана и Петра осыпали золотыми монетами.

Это было последнее венчание на царство, совершенное по традиционному обряду. После триумфа в Северной войне Петр I принимает титул императора в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Венчание на царство было заменено коронацией. Петр Великий со свойственной ему тягой к переменам идет дальше: впервые в истории России правитель короновал свою супругу Екатерину Первую. Держа в одной руке скипетр, другой он возлагал на государыню императорскую мантию и вручал ей державу. С тех пор на коронациях царственных супругов неизменно присутствовали их жены.

947dacc82c0f23113fa278f198e83b32195ac274

Трон Петра и Ивана Алексеевичей

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Самая ужасающая коронация

Случалось и так, что коронация оказывалась событием трагическим. Петр III, находившийся у власти чуть более шести месяцев, не успел пройти торжественную церемонию. В 1762 году его жена, будущая императрица Екатерина Великая, при поддержке гвардии совершила дворцовый переворот, после которого через несколько дней Петр погиб.

Через тридцать четыре года править Россией начал Павел Первый: он боготворил отца и винил мать в его гибели. Сразу после вступления на престол, эксцентричный император приказал доставить из Александро-Невской лавры в Зимний дворец останки Петра III и провести церемонию венчания на царство. Когда гроб вскрыли, к останкам отца (говорят, что к тому времени уцелели только предметы одежды – шляпа, перчатки и ботфорты) приложился Павел Петрович. Но и этого ему показалось мало: император потребовал, чтобы его примеру последовали дети и таким же образом почтили память царственного деда. После возложения короны на гроб Павел I повелел перезахоронить отца в Петропавловском соборе рядом с Екатериной. Шествие растянулось на несколько верст, и, несмотря на ужасный холод, государь и великие князья неспешно следовали за колесницей с гробом Петра Третьего. Желая унизить предполагаемых участников убийства своего отца, император приказал им нести царские регалии. Графу А.Г. Орлову, гофмаршалу Ф.С. Барятинскому и генералу П.Б. Пассеку оставалось лишь повиноваться. Сам Павел с маршальским жезлом в одной руке и тростью – в другой шел рядом с гробом. Впоследствии император повелел отовсюду изъять страницы манифеста Екатерины II о внезапной гибели мужа и сжечь их. Так, не зная истории, можно было бы предположить, что Петр Федорович и Екатерина Алексеевна не расставались всю жизнь и умерли в один день.

Читайте также:  Что за мерседесы были в такси 1

Так была нарушена вековая традиция: венчание на царство не проходило в Санкт-Петербурге ни до, ни после запоздалой коронации Петра III.

a5391a504ca8570fff9f29b40c5333d4a3dd1a28

Перезахоронение Петра III

Торжества XIX века

Одной из самых пышных и долгожданных церемоний была коронация Александра II. В обществе царила атмосфера надежды на преобразования и перемены, которые проведет новый император.

17 августа 1856 года совершился торжественный въезд государя с супругой в Москву. В полдень от Петровского дворца, в котором Александр II находился на протяжении двух дней по прибытии из Петербурга, до Большого Кремлевского дворца начали строиться войска. Раздался звук пушки, загудели колокола, барабаны и военные трубы. За конвоем Его Величества последовали эскадроны Черноморских и гвардейских казаков, одетых в парадные мундиры. В процессии присутствовали представители дворянства, придворные чины в каретах, а за ними следовал отряд кавалергардов. Император ехал верхом в окружении свиты, а императрица – в парадной карете.

93310b0060c6ac806ae59cc8b4ad576ef032d56e

Объявление о дне коронации Александра II на Красной площади. Художник В.Ф. Тимм

В Успенском соборе их уже ожидали два трона, украшенные алмазами, бирюзой и другими драгоценными камнями. По сложившейся традиции Александр II был в генеральском мундире и с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а императрица Мария Александровна – в белом парчовом платье с горностаевой опушкой. После пения псалма и чтения Символа веры на императора были возложены цепь и порфира. Затем, дождавшись благословения митрополита, Александр Второй взял в руки скипетр и державу. На голову Марии Александровны он возложил малую корону. Народ узнал о свершившемся обряде по звону колоколов и выстрелу пушек.

По злой иронии судьбы правитель, в годы царствования которого было наконец отменено крепостное право, погиб от рук террористов из революционной организации под названием «Народная воля». Коронация следующего государя, Александра III, несколько раз откладывалась из-за траура и угроз, исходивших от оставшихся народовольцев. Она состоялась спустя два года после гибели царя-освободителя.

233fc89c319e58f5e913d29389474772be56d81a

Коронация Александра II 26 августа 1856 года

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Последняя коронация

14 мая 1896 года состоялась церемония коронации Николая II и его супруги Александры Федоровны. Подготовка к торжественному событию велась более года. Москву украсили пышные декорации, а иллюминация Кремля, созданная по рисункам художников Н.Н. Каразина, А.Н. Бенуа и А.М. Прокофьева, состояла из пятисот тысяч огней.

Посланцы иностранных дворов в один голос называли коронацию Николая Второго едва ли не самым восхитительным и впечатляющим событием в их жизни. В освещении торжеств принимал участие 131 представитель российских и зарубежных изданий, более 50 художников и фотографов. По своим традициям эта церемония ничем не отличалась от предшествующих (разве что частично была записана на кинопленку французским журналистом и оператором Камиллом Серфом), и никому из очевидцев не дано было знать, что она станет последней.

f6b214ab7283d1102189a514e0b3ddcf0f78739f

Эпизод коронации Николая II

В тяжелых мантиях из золотой парчи царская чета вышла из Успенского собора и трижды поклонилась народу. На званом обеде в Грановитой палате Николай II и Александра Федоровна сначала должны были пройти под балдахин. Они находились там до тех пор, пока не приняли поздравления от всех гостей. Кульминацией торжества в тот день стала праздничная иллюминация. Стоя на балконе Кремлевского дворца, император предоставил супруге право нажать на спрятанную в букете цветов кнопку – и перед глазами людей предстало великолепное зрелище: одно за другим осветились здания столицы.

Во время народных гуляний в честь коронации произошла первая катастрофа в правлении Николая II – печально известная давка на Ходынском поле. И хотя в этой трагедии сложно винить императора, тотчас приказавшего провести расследование и наказать виновных, а также оплатившего все расходы на похороны жертв и поддержку их семей, в народе все чаще звучали обвинения в адрес нового царя. Наиболее частые упреки в его адрес были связаны с тем, что Николай Второй в день катастрофы отправился на бал, проходивший в посольстве Франции, и не разделил скорбь со своими подданными. Многие восприняли трагедию на Ходынке как дурное предзнаменование и, несмотря на красоту и пышность церемонии коронации, именно это событие отразилось в народной памяти в связи с восшествием на престол последнего российского императора.

784f58b82f0bcc4db1f7eb8be00af6d581ffcd3f

Императорские царские регалии Российской империи

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Источник

Adblock
detector