Что значит вербализация равна 20 в методике пари

4.5.3. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI)

Авторами опросника PARI (parental attitude research instrument) являются E. Шефер и К. Белл. Первичная апробация методики на русскоязычной выборке была проведена кандидатом психологических наук Т.

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к детям вообще, а также к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

Опросник «Измерение родительских установок и реакций» состоит из 115 суждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В методику заложены 23 шкалы (признака), касающиеся различных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Каждая шкала включает в себя 5 утверждений, которые расположены в определенной последовательности: суждения, принадлежащие одной и той же шкале, повторяются через каждые 23 пункта. Например, шкала №1 «Вербализация» (предоставление ребенку возможности высказаться) включает в себя утверждения за следующими номерами: 1, 24, 47, 70, 93 и т. д. (см. бланк). Отвечающий должен выразить свое отношение к ним в виде полного или частичного согласия или несогласия.

Шкалы (признаки) опросника

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

3. Зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома).

4. Подавление воли ребенка.

5. «Жертвенность» родителей.

6. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред).

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей

11. Сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей).

12. Подавление агрессивности ребенка.

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15. Поощрение активности ребенка.

16. Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком).

17. Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене).

18. Подавление сексуальности ребенка.

19. Доминирование матери.

20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

22. Стремление ускорить развитие ребенка.

23. Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

Таким образом, 8 шкал-признаков описывают отношение к семейной роли, 115 — касаются детско-родительских отношений, подразделяясь на 3 группы:

(1) оптимальный эмоциональный контакт, (2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, (3) излишняя концентрация на ребенке.

1. Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков (их номера в опросном листе — 3, 5, 7, 11, 13,17, 19, 23): зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки дома); «жертвенность» родителей; супружеские конфликты; сверхавторитет родителей (поощрение зависимости ребенка от родителей); неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей); безучастность мужа (невнимательность мужа к жене); доминирование матери; несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

2. Отношение родителей к ребенку:

? оптимальный эмоциональный контакт определяется в соответствии с выраженностью 4 признаков (их номера по опросному листу — 1, 14,15, 21): вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться); партнерские отношения (равенство родителей и ребенка); поощрение активности ребенка; товарищеские отношения между родителями и детьми;

? излишняя эмоциональная дистанция с ребенком включает в себя 3 признака (их номера по опросному листу — 8, 9, 16): строгость родителей; раздражительность родителей; уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком);

? излишняя концентрация на ребенке описывается 8 признаками (их номера по опросному листу — 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22): чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей); подавление воли ребенка; опасение обидеть (страх причинить ребенку вред); исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери); подавление агрессивности ребенка; подавление сексуальности ребенка; навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.

Для оценки утверждений опросника родителям предоставляется специаль-ный бланк.

Инструкция: «Прочтите утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

А — если с данным положением вы согласны полностью;

а — если с данным положением вы скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением вы скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением вы полностью не согласны.

Здесь нет правильных или неправильных ответов. Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах на воспитание детей.

Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову».

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но. ).

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое.и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобыдевочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

Читайте также:  Чем сбить температуру у взрослого человека

44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители

58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания.

61. Родители должны научить детей находить себе занятие и не терять свободного времени.

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сек-суальным преступлениям.

66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле.

78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

83. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

89. Так как ребенок — часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

98. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка.

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.

Стаж семейной жизни ____

Количество и возраст детей № Варианты № Варианты № Варианты № Варианты № Варианты 1 АабБ 24 АабБ 47 АабБ 70 АабБ 93 АабБ 2 АабБ 25 АабБ 48 АабБ 71 АабБ 94 АабБ 3 АабБ 26 АабБ 49 АабБ 72 АабБ 95 АабБ 4 АабБ 27 АабБ 50 АабБ 73 АабБ 96 АабБ 5 АабБ 28 АабБ 51 АабБ 74 АабБ 97 АабБ 6 АабБ 29 АабБ 52 АабБ 75 АабБ 98 АабБ 7 АабБ 30 АабБ 53 АабБ 76 АабБ 99 АабБ 8 АабБ 31 АабБ 54 АабБ 77 АабБ 100 АабБ 9 АабБ 32 АабБ 55 АабБ 78 АабБ 101 АабБ 10 АабБ 33 АабБ 56 АабБ 79 АабБ 102 АабБ 11 АабБ 34 АабБ 57 АабБ 80 АабБ 103 АабБ 12 АабБ 35 АабБ 58 АабБ 81 АабБ 104 АабБ 13 АабБ 36 АабБ 59 АабБ 82 АабБ 105 АабБ 14 АабБ 37 АабБ 60 АабБ 83 АабБ 106 АабБ 15 АабБ 38 АабБ 61 АабБ 84 АабБ 107 АабБ 16 АабБ 39 АабБ 62 АабБ 85 АабБ 108 АабБ 17 АабБ 40 АабБ 63 АабБ 86 АабБ 109 АабБ 18 АабБ 41 АабБ 64 АабБ 87 АабБ 110 АабБ 19 АабБ 42 АабБ 65 АабБ 88 АабБ 111 АабБ 20 АабБ 43 АабБ 66 АабБ 89 АабБ 112 АабБ 21 АабБ 44 АабБ 67 АабБ 90 АабБ 113 АабБ 22 АабБ 45 АабБ 68 АабБ 91 АабБ 114 АабБ 23 АабБ 46 АабБ 69 АабБ 92 АабБ 115 АабБ 250

Читайте также:  Что для меня истина и ложь

Обработка и интерпретация результатов

После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оцениваются следующим образом:

? ответ «а» — 3 балла; D ответ «б» — 2 балла;

Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное зна-чение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5.

Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительского воспитания. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах 13 и 14. Тестовые нормы приведены в стеновых оценках. Если сырой балл по данной шкале попадает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака.

На основании полученных оценок определяется преобладающий тип родительского воспитания (АрхирееваТ. В., 2002).

Так, можно говорить о выраженности такого типа родительского воспитания, как гиперопека, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам:

2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей).

10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).

12. Подавление агрессивности ребенка. 18. Подавление сексуальности ребенка.

20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка.

Родители в большей мере склонны к демократическому воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следующим шкалам:

1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка).

15. Поощрение активности ребенка.

21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

Склонность родителей к авторитарности в воспитании может быть отражена в преимущественно высоких баллах по шкалам: 4. Подавление воли ребенка.

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей).

Большой интерес представляет также блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Его можно разделить на группы, характеризующие отдельные аспекты отношений:

О хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23);

? супружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 7, 17);

? отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семьи и семейного образа жизни. Обратное можно сказать о шкале 13: для лиц, имеющих высокие оценки по этой шкале, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении ролей и обязанностей. О низком уровне ин-тегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17,19, 23.

Несмотря на то, что детско-родительские отношения являются основным предметом анализа в данной методике, анализ результатов по шкалам блока «Отношение к семейной роли» способствует более точному пониманию пси-хологом специфики семейных отношений.

Таблица 13 Тестовые нормы опросника PARI (матери)

Выборка — 169 человек Стэновые оценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 5-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 20 2 5 6-7 8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20 3 5-8 9 10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20 20 4 5-10 11 12 13 14 15-16 17 18-19 20 20 b 5-9 10-11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 b 5-10 11 12-13 14 15-16 17 18 19 20 20 7 5-9 10-11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 8 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20 20 У 5-7 8 9 10 11-12 13-14 15 16 17-19 20 10 5-10 11 12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 11 5-8 9 10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20 12 5-7 8-9 10-11 12-13 14 15-16 17-18 19 20 20 13 5-6 7 8-9 10 11 12-13 14-15 16 17-18 19-20 14 5-10 11 12 13-14 14 16 17 18 19 20 1Ь 5-11 12-13 14-15 16 17 18 19 20 20 20 16 5-7 8-9 10-11 12 13 14-15 16-17 18 19 20 1/ 5-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20 20 20 18 5-9 10 11 12-13 14-15 16-17 18-19 20 20 20 19 5-7 8 9-10 11 12 13-14 15-16 17-18 20 20 20 5-7 8-11 12-13 14 15-16 17-18 19 20 20 20 21 5-15 16 17 18 19 19 20 20 20 20 22 5-10 11 3 13-14 15 16-17 18 19 20 20 23 5-10 11 12 13-14 15-16 17 18 19 20 20 252

Тестовые нормы опросника PARI (отцы)

Выборка — 94 человека Стэновые оценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 5-11 12-13 14 15-16 17 18 19 20 20 20 2 5-7 8 9 4 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 20 3 5-8 9-10 11-12 13 14-15 16 17-18 19 20 20 4 5-9 10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 5 5-11 12 13 14 15-16 17 18-19 19-19 20 20 6 5-10 11-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 7 5-9 10 11-12 13 14-15 16 17 18-19 20 20 8 5-6 7-8 9-10 11 12-13 14-16 17 18-19 20 20 9 5-7 8 9-10 11 12-13 14-15 16 17 19 20 10 5-10 11-12 13 14 15 16 17 18-19 20 20 11 5-8 9 10 11-12 13-14 15-16 17 18-19 20 20 12 5-8 9 10 11 12-14 15-16 17 18 19-20 20 13 5-7 8 9 10-11 12 13-14 14-16 17-18 19 20 14 5-11 12 13 14 15 16 17 18-19 18-19 20 15 5-12 13 14 15-16 17 18 19 20 20 20 16 5-9 10 11 12 13-14 15 16 17 18-19 20 17 5-10 11 12 13-14 15 16-17 18-19 20 20 20 18 5-8 9-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19 20 20 19 5-7 8 9-10 11 12-13 14-15 16-17 18 19 20 20 5-9 10 11-12 13-14 15 16-17 18 19 20 20 21 5-14 15 16 17-18 19 19 20 20 20 20 22 5-8 9-12 13 13 14-15 16 17-18 19 20 20 23 5-12 13-14 15 16 17 18 19 20 20 20

Источник

Всё об изучении детско-родительских отношений с помощью методики ПАРИ (PARI)

roditeli i deti

Жизненные ценности человека закладываются ещё в детстве. Ребёнок естественным образом копирует модели поведения, усвоенные в семье. Кроме того, атмосфера в доме является определяющей для нормального психического здоровья человека. Многие современные матери и отцы стремятся подходить к вопросам воспитания осознанно, чтобы их дети росли эмоционально уравновешенными и способными нормально взаимодействовать с обществом. Проверенным способом выявления родительских установок является тестирование по методике ПАРИ (PARI), позволяющее понять мотивы, которыми взрослые руководствуются в отношениях с ребёнком.

Содержание Свернуть

Характеристика методики измерения родительских установок ПАРИ (PARI)

Опросник ПАРИ разработан американскими исследователями Е.С. Шефер и Р.К. Белл, занимавшимися вопросами воспитания (оригинальное название методики — Parental Attitude Research Instrument — PARI). Для российских психологов и педагогов тест был переработан и адаптирован кандидатом психологических наук Т.В. Нещерет.

Методика предназначена для выявления стиля межличностных отношений и представлений родителей о различных сферах семейной жизни. Взрослые часто не замечают, что руководствуются в воспитании ребёнка бессознательными мотивами, уходящими корнями в их собственную юность. Цель тестирования состоит в том, чтобы обнаружить ошибки или перегибы, которые родители допускают в процессе взаимодействия с детьми, а затем скорректировать их, в том числе при помощи профессионального психолога.

ПАРИ считается надёжным методом исследования детско-родительских отношений, степень валидности результатов диагностики достаточно высока.

Тест представляет собой опросник из 115 утверждений, касающихся всевозможных аспектов семейных взаимодействий и предполагающих один из четырёх варианта ответов.

semeynaya para u psihologa Анализ результатов тестирования по методике ПАРИ поможет понять, какие ошибки взрослые допускают во взаимоотношениях друг с другом и детьми

Текст опросника

Процедура изучения стиля отношения родителей к детям

Для организации теста с использованием методики ПАРИ необходимо подготовить:

Читайте также:  Что должен сделать ученик при плохом самочувствии на уроке

Диагностику можно проводить индивидуально или в небольших группах. Стандартное время на прохождение тестирования — 20 минут. Родителям раздаются опросники и бланки, на которых они записывают имя, фамилию, пол, возраст, место работы, количество детей и сколько им лет.

roditelskoe sobranie Не запрещается проводить тестирование родителей в групповой форме

Рекомендуется сопровождать подготовку взрослых к тестированию подобной инструкцией: «Перед вами список из 115 утверждений, касающихся различных аспектов семейной жизни. На отдельном бланке нужно выразить своё согласие или несогласие с каждым из них, поставив отметку рядом с номером того или иного высказывания, соответствующую вашему мнению: А — абсолютно согласен; а — скорее согласен, чем не согласен; б — скорее не согласен, чем согласен; Б — абсолютно не согласен. Не следует тратить слишком много времени на размышления — первая спонтанная реакция будет наиболее ценной для исследователя. Старайтесь отвечать честно, потому что только в этом случае можно будет составить правдоподобный портрет вас (как родителя) и дать необходимые рекомендации».

Следует обратить внимание испытуемых на то, что в опроснике встречаются похожие утверждения. Предвосхищая недоумение, нужно разъяснить: сформулированы они так, чтобы выявить мельчайшие нюансы детско-родительских отношений, поэтому читать текст следует внимательно.

По истечении отведённого времени экспериментатору необходимо попросить родителей сдать бланки, чтобы можно было проанализировать ответы.

obrazec blanka otvetov

Обработка и интерпретация результатов диагностики

Ответы того или иного испытуемого оцениваются по следующей шкале:

Методика ПАРИ описывает 23 различных аспекта семейных отношений:

Эти признаки, в свою очередь, объединяются в группы. Например, категория «Отношение к семейной роли» описывает видение родителем себя в качестве отца или матери, а «Отношение родителей к ребёнку» позволяет выявить различные стороны межличностных взаимодействий в семье.

konflikt roditeley i rebenka В опроснике затронуты признаки самых разных проблем во взаимоотношениях родителей и детей

Таблица: Признаки и соответствующие им утверждения

№ признака Признак № вопросов
Отношение к семейной роли
3 Зависимость от семьи 3 26 49 72 95
5 Ощущение самопожертвования 5 28 51 74 97
7 Семейные конфликты 7 30 53 76 99
11 Сверхавторитет родителей 11 34 57 80 103
13 Неудовлетворённость ролью хозяйки 13 36 59 82 105
17 Безучастность мужа 17 40 63 86 109
19 Доминирование матери 19 42 65 88 111
23 Несамостоятельность матери 23 46 69 92 115
Отношение родителей к ребёнку
Оптимальный эмоциональный контакт
1 Вербализация 1 24 47 70 93
14 Партнёрские отношения 14 37 60 83 106
15 Развитие активности ребёнка 15 38 61 84 107
21 Уравненные отношения 21 44 67 90 113
Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком
8 Раздражительность 8 31 54 77 100
9 Излишняя строгость 9 32 55 78 101
16 Уклонение от конфликта 16 39 62 85 108
Излишняя концентрация на ребёнке
2 Чрезмерная забота 2 25 48 71 94
4 Подавление воли 4 27 50 73 96
6 Опасение обидеть 6 29 52 75 98
10 Исключение внутрисемейных влияний 10 33 56 79 102
12 Подавление агрессивности 12 35 58 81 104
18 Подавление сексуальности 18 41 64 87 110
20 Чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка 20 43 66 89 112
22 Стремление ускорить развитие ребёнка 22 45 68 91 114

Набранные по различным шкалам баллы помогают сформировать психологический портрет семьи. Чем выше получившаяся сумма очков за какой-либо признак, тем сильнее проявляется та или иная черта в семейных отношениях:

Высокие показатели по той или иной шкале говорят о гипертрофированности аспекта взаимодействия между родителем и ребёнком. В этом случае требуются индивидуальные рекомендации психолога для разрешения напряжения в проблемной сфере. Например, большое количество набранных баллов по шкале «Семейные конфликты» даёт представление о том, как внутри ячейки общества разрешаются спорные ситуации; признак «Чрезмерная забота» помогает выявить склонность родителей к гиперопеке; критерий «Подавление сексуальности» позволяет предугадать возможные проблемы ребёнка в области межполовых отношений.

pedagog za rabotoy Обработка результатов предполагает большое количество подсчётов, поэтому организатору нужно быть очень внимательным

При интерпретации результатов экспериментатор должен руководствоваться разными ключами для оценки ответов матерей и отцов. Ниже приведены таблицы со среднестатистическими нормами для родителей обоего пола по всем тестируемым признакам.

Проводящим диагностику психологам и педагогам нужно обращать особое внимание на те случаи, когда набранные испытуемыми баллы значительно выходят за рамки нормативов.

Таблица: Тестовые нормы (отцы)

Номер шкалы Разбивка баллов по оценкам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5–11 12–13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
2 5–7 8 9 4 11–12 13–14 15–16 17–18 19–20 20
3 5–8 9–10 11–12 13 14–15 16 17–18 19 20 20
4 5–9 10 11–12 13 14 15–16 17 18 19 20
5 5–11 12 13 14 15–16 17 18–19 18–19 20 20
6 5–10 11–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20
7 5–9 10 11–12 13 14–15 16 17 18–19 20 20
8 5–6 7–8 9–10 11 12–13 14–16 17 18–19 20 20
9 5–7 8 9–10 11 12–13 14–15 16 17 19 20
10 5–10 11–12 13 14 15 16 17 18–19 20 20
11 5–8 9 10 11–12 13–14 15–16 17 18–19 20 20
12 5–8 9 10 11 12–14 15–16 17 18 19–20 20
13 5–7 8 9 10–11 12 13–14 14–16 17–18 19 20
14 5–11 12 13 14 15 16 17 18–19 18–19 20
15 5–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
16 5–9 10 11 12 13–14 15 16 17 18–19 20
17 5–10 11 12 13–14 15 16–17 18–19 20 20 20
18 5–8 9–10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20 20
19 5–7 8 9–10 11 12–13 14–15 16–17 18 19 20
20 5–9 10 11–12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
21 5–14 15 16 17–18 19 19 20 20 20 20 20
22 5–8 9–12 13 13 14–15 16 17–18 19 20 20
23 5–12 13–14 15 16 17 18 19 20 20 20

Таблица: Тестовые нормы (матери)

Номер шкалы Разбивка баллов по оценкам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5–12 13 14 15–16 17 18 19 20 20 20
2 5 6–7 8 9–10 11–12 13–14 15–16 17–18 19 20
3 5–8 9 10 11–12 13–14 15–16 17–18 19 20 20
4 5–10 11 12 13 14 15–16 17 18–19 20 20
5 5–9 10–11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
6 5–10 11 12–13 14 15–16 17 18 19 20 20
7 5–9 10–11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
8 5–6 7 8–9 10–11 12–13 14–15 16–17 18–19 20 20
9 5–7 8 9 10 11–12 13–14 15 16 17–19 20
10 5–10 11 12 13–14 15 16–17 18 19 20 20
11 5–8 9 10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20
12 5–7 8–9 10–11 12–13 14 15–16 17–18 19 20 20
13 5–6 7 8–9 10 11 12–13 14–15 16 17–18 19–20
14 5–10 11 12 13–14 14 16 17 18 19 20
15 5–11 12–13 14–15 16 17 18 19 20 20 20
16 5–7 8–9 10–11 12 13 14–15 16–17 18 19 20
17 5–10 11–12 13 14–15 16–17 18 19 20 20 20
18 5–9 10 11 12–13 14–15 16–17 18–19 20 20 20
19 5–7 8 9–10 11 12 13–14 15–16 17–18 19–20 20
20 5–7 8–11 12–13 14 15–16 17–18 19 20 20 20
21 5–15 16 17 18 19 19 20 20 20 20
22 5–10 11 3 13–14 15 16–17 18 19 20 20
23 5–10 11 12 13–14 15–16 17 18 19 20 20

Методика ПАРИ позволяет получить представление о взаимодействиях внутри семьи и предложить родителям рекомендации по работе над улучшением домашней атмосферы. Обычно по итогам тестирования предлагается провести индивидуальную беседу со взрослыми, чтобы помочь им увидеть их отношения с ребёнком в новом свете.

Источник

Adblock
detector