Что значит вербное воскресенье
Вербное воскресенье
Вербное Воскресенье — православный праздник, посвященный появлению Иисуса Христа в Иерусалиме. В этот день христиане со всего мира посещают церковную службу, освящают вербные ветви и устраивают семейные застолья. Рассмотрим, что представляет собой этот праздник и откуда он берет свои корни.
Когда Вербное воскресенье в 2021
Вербное Воскресенье является преходящим православным праздником. Каждый год его отмечают в разные дни — дата зависит от даты празднования Пасхи.
Дата Пасхи определяется по лунному календарю. Таким образом, праздник наступает в первое воскресенье после полнолуния, начавшегося вслед за весенним равноденствием. Ежегодно весеннее равноденствие наступает 20 марта.
Вербное Воскресенье приходит в дом ровно за неделю до Пасхи. Следовательно, в 2021 году православные начнут отмечать «вербохлест» 25 апреля.
Суть праздника
Практически любой современный праздник имеет общепринятое название. Однако в случае с Вербным Воскресеньем ситуация другая. Праздник имеет несколько названий, каждое из которых несет в себе особый смысл.
Существует словосочетание, часто встречающееся в русских богослужебных книгах — Неделя Цветоносная. Это еще одно название праздника, которое возникло после того, как жители Иерусалима встречали Христоса с цветами. Слово «Неделя» на церковнославянском языке означает один день недели — воскресенье.
Во многих странах, в т.ч. в РФ, пальмовые ветви меняют на вербовые или ивовые ветви. На территории России эти растения распускаются первыми. Также верба считается символом прощения. Если человек в руках держит вербовые веточки, значит, он прощает своих обидчиков.
История праздника
История праздника насчитывает две версии — христианскую и языческую.
Согласно христианской версии, в 30-м году до н.э. окрестности города Иерусалима взбудоражил слух о неизвестном страннике, который исцеляет неизлечимо больных людей и даже воскрешает мертвых.
Поговаривали, что слепые снова становятся зрячими, а прокаженные обретают здоровую кожу. Однако самым удивительным событием считалось воскрешение праведника Лазаря, погибшего несколько дней назад, но вышедшего из могилы живым и невредимым. Благодаря этим поступкам, Иисуса прозвали Спасителем и Мессией.
На следующий день после совершения чуда исцеления Иисус отправился в Иерусалим. Жители города были наслышаны о чудесах, совершенных Спасителем. Когда Христос въехал в поселение на осле, тысячи людей начали приветствовать его криками: «Осанна!», что в переводе означает «Спасай нас!». Люди надеялись, что Иисус станет царем Израиля и избавит народ от римской власти.
Жители бросали под ноги осла пальмовые ветви и цветы. Правящие иудеи, в свою очередь, также устелили путь животного ветвями финиковой пальмы.
Пытаясь показать свою доброжелательность, иудейские первосвященники не были рады приезду Христа. Спаситель чувствовал, какие муки ему предстоит пройти. Спустя неделю его обвинили в покушении на царский трон, а затем люди, недавно приветствовавшие Иисуса, распяли его на кресте.
Церковь утвердила праздник Входа Господня в Иерусалим в IV веке. На Руси торжество начали отмечать только в X веке.
Согласно языческой версии, праздник Вербное Воскресенье связан с Вербохлестом — древним праздником оплодотворения. В язычестве близкие отношения между мужчиной и женщиной не считались чем-то постыдным. Наоборот, связь между людьми воспринималась как проявление Божественного акта. Благодаря ему, на свет появлялись дети, которые становились воинами, лекарями, учителями и хранительницами очага.
Акт оплодотворения символизировал особый обряд, когда молодые парни хлестали девушек вербой по ногам. То же самое проделывали с домашним скотом. Язычники в своих ритуалах всегда использовали вербу, т.к. она являлась символом плодородия и могучей силы.
Традиции празднование в стародавние времена
В допетровскую эпоху во время праздника рядом с Лобным местом устанавливали колесницу с вербой, украшенной цветами, финиками и орехами. После этого совершался торжественный въезд патриарха от Успенского Собора в Кремле к Лобному месту. Шествие символизировало въезд Иисуса Христа в Иерусалим.
Приезжая к Лобному месту, патриарх подносил царю ветвь финиковой пальмы. После этого священнослужитель садился на коня, украшенного красным сукном спереди и зеленым сзади. Царь лично вел за повод коня, впереди которого везли колесницу с вербой.
Патриарх доезжал до Успенского Собора и там благословлял дерево. От вербы отрубали самую большую украшенную ветку, отсекая от нее несколько маленьких прутьев. Все ветви выкладывали на подносы и отправляли в покои государя, а также раздавали боярам и священнослужителям.
Люди низшего ранга и царский двор получали свои веточки с украшенных атласом санок. Мелкие ветви раздавали горожанам и стрельцам. Все желающие могли взять себе несколько ветвей из бочек, расставленных по периметру площади.
Когда к власти пришел Петр I, он отменил патриаршество и шествие на коне. На Красной площади с этого времени устраивали гулянья. Монахини Вознесенского монастыря своими руками создавали искусственные цветы и фигурки, а затем продавали их вместе с вербовыми ветками. Народные гулянья проводились каждый год до начала XX века. Православные люди покупали вербу, сладости, цветы и игрушки, а затем шли освящать ветви в церковь.
Вербное Воскресенье в России современные традиции празднования
Православные люди, живущие в России, отмечают Вербное Воскресенье каждый год. В этот день все верующие должны отдыхать, либо принимать участие в крестном ходе. Все строгости поста в священный праздник ослабевают.
Многие христиане встречают праздник всей семьей. В этот священный день желательно ходить по гостям и дарить небольшие подарки. В первую очередь следует навестить друзей и родных.
Работать в Вербное Воскресенье нельзя. Любой труд не только не поощряется, он считается грехом. Женщинам в этот день нежелательно хлопотать по дому, особенно шить или вязать. Острые иглы и спицы привлекут в дом несчастье.
Христиане готовились к празднику заранее. Накануне святого Воскресенья они собирали веточки вербы, растущей на берегу ближайшего водоема. Если погода на улице была плохая, они ставили ветви в воду, чтобы к празднику почки успели распуститься.
Все ветки, освященные в церкви после службы, превращались в оберег на весь будущий год. Вербой украшали стены и иконы, а через год сплавляли по реке или закапывали рядом с домом.
Обряды в Вербное Воскресенье
Существует несколько старинных обрядов, которые дошли до наших дней. Самый популярный из них заключается в том, чтобы слегка ударять пучком вербы своих родственников и питомцев. Освященные прутья избавляют от различных заболеваний и сглаза. Дотрагиваясь прутьями до человека, люди проговаривали фразу: «Будь здоров, как верба».
Кроме традиционного «битья» христиане купали детей в отваре из вербовых почек, а также лечили женщин от бесплодия. Если у человека болела голова, то ветку прикладывали ко лбу. При болях в суставах ветку приматывали к больному месту.
Перед праздником женщины пекли мучные шарики, в которые клали почки. Этой выпечкой угощали всех близких людей. Считалось, что угощение принесет человеку здоровье, а женщинам поможет зачать ребенка. Шарики также давали домашнему скоту, чтобы те были здоровы.
Если верующий мечтает стать более сильным и уверенным в себе, то утром после пробуждения ему нужно вбить в стену дома вербовый колышек. Этот обряд должен был избавить человека от робости.
Если молодой девушке нравился парень, и она хотела выйти за него замуж, то ей утром Вербного Воскресенья нужно было представить свидания с избранником. Вечером этого же дня парень приходил в дом девушки, чтобы позвать ее на прогулку.
Чтобы стать богатым, люди на Вербное Воскресенье сажали комнатный цветок. Считается, что растение в этот же день «притянет» в дом денежные средства. Если в первый месяц цветок завянет, то всю оставшуюся жизнь человек будет бедным.
Что нельзя делать в праздник
В Вербное Воскресенье действует мало запретов. Однако все верующие должны придерживаться их.
В праздничный день не рекомендуется устраивать поминальные обеды. Священнослужители не накладывают на это строго запрета, но советуют переносить подобные мероприятия на любой другой день.
Что можно делать в праздник
Все православные понимают, что в священный праздник нужно сходить в церковь, при этом не забыть принести оттуда веточку вербы. В конце службы священник освятит растение, которое нужно принести в дом и поставить около иконы. Чтобы защитить дом и всех жильцов, проживающих в нем, необходимо помолиться перед сном и попросить у Господа богословения.
Если в этот день требуется выгнать скотину на пастбище, то делать это нужно веточкой вербы. Некоторые христиане хлестали пучками скот, чтобы те не болели весь следующий год.
Тем, кто планирует важное мероприятие, нужно съесть три почки и поверить в то, что все сложится самым лучшим образом. Почки обязательно следует запить святой водой.
Женщины, планирующие ребенка, должны были изготовить из вербы амулет для себя и для мужа. Талисман помогал им быстро забеременеть, а мужчинам придавал силу и смелость. Почки добавляли в корм даже скоту, чтобы те активно размножались.
Освещенные прутья, принесенные из церкви, ставили у изголовья кровати, на которой спал больной человек. Волшебная сила вербы исцеляла любые недуги.
Что можно, а что нельзя есть в вербное воскресенье
Перед Вербным Воскресением в течение 48 дней идет Великий Пост. Все, кто держал его, могут расслабиться и сесть праздничный день за стол дважды.
Из напитков — хорошее красное вино, но не более 2-х бокалов. Разрешается пить белое вино, но только в меру.
Соответственно, другие продукты и алкогольные напитки запрещаются. Нельзя есть жирную, соленую пищу, жареное мясо, в т.ч. курицу и индейку. Также не стоит употреблять крепкие вина, водку и другие подобные напитки.
Если человек не соблюдает Великий Пост, то он может сам выбрать, что поставить на праздничный стол. Главное учитывать тот момент, что праздник предназначен для общения с семьей, а не для чревоугодия.
Все блюда должны быть приготовлены без использования яиц, масла и молока.
Народные приметы и поверья
Приметы Вербного Воскресенья повествуют о чудодейственных свойствах освященных веточек. Обычаи запрещают в этот день использовать хвою — она предназначены для погребения усопших.
От старших поколений к младшему много веков передавались приметы о погоде. Также они подсказывали людям, когда ждать урожай.
Часто в праздник погода была переменчива. Если начиналась буря, то люди бросали против ветра несколько почек, чтобы остановить ее.
Многие люди мечтали стать богатыми. Для этого они выбрали из дома все старые вещи и предметы, освобождая место для поступлений. Многие сажали в горшке «денежное» дерево и тщательно его выращивали. Считалось, что чем больше дерево, тем больше благ притянет человек в свою жизнь.
Должникам в праздничный день нужно раздать все долги и встретить Вербное Воскресенье с «легким сердцем». Возврат долга, в свою очередь, требовать нельзя.
Молодые девушки мечтали удачно выйти замуж. Чтобы будущий супруг был щедрый и верный, девушки готовили угощения, а в праздник шли кормить бедняков. Для привлечения жениха одинокие дамы заранее делали вышивку на подушках. Считалось, что подушка привлечет возлюбленного в дом именно в день Вербного Воскресенья.
Вербное воскресенье в разных странах
В разных странах празднование Входа Господня в Иерусалим осуществляется по-разному.
В Италии праздник называется «Пальмовое воскресенье» или «днем олив». После церковной службы принято дарить близким людям веточки оливы. Также оливу вручают тем, с кем желают помириться после ссоры. Жители Италии прикрепляют ветки к домам, лодкам и вагонам в знак уважения к Иисусу Христу.
Во Франции праздник называется «Цветущая Пасха», но люди из разных областей нарекают этот день по-разному. К примеру, в Провансе Вербное Воскресение именуется как «воскресенье осанны», а в Пикардии — «пасха с самшитом».
Ранним утром французы освящают ветви пальмы, розмарина, самшита или лавра. После этого ветки прикрепляют к изголовью кровати или к камину. Во время грозы их используют в качестве кропила.
В Каталонии утром праздничного дня на улице открываются рынки, где люди могут приобрести ветки. Дети относят ветви священнику, чтобы тот освятил их. Крестные отцы и матери дарят крестникам сладости и пряники с изображением Иисуса Христа.
Немцы и австрийцы освящают в этот день ветви можжевельника, бука или падуба. Украшенные пучки несут в церковь, а затем ставят в доме или в саду. Несколько прутьев также прибивают в спальне и сарае.
Македонцы и сербы в Вербное воскресенье собираются в группы и ходят «по домам». Девушки надевают красивые белые платья, а голову украшают яркими платками. Для сбора подарков берут украшенные корзины и большие ножи. Парни обходили все дома, останавливаясь перед каждым и исполняя танцы для жильцов.
В Греции вместо вербных веточек в церкви освящали зелень. Женщины связывали зелень (вайа) в пучки, а после посещения храма благословляли ими дом и все хозяйство. В конце праздника вайю относили на кладбище.
Поздравления, песнопения
После торжественной части в церкви продолжают петь однострочное величание «Величаем Тя, Живодавче Христе».
Не стоит забывать отправлять в этот день близким людям короткие смс-сообщения с поздравлениями в стихах.
Какого числа Вербное воскресенье в следующие года
Ежегодно Вербное Воскресенье выпадает в разные дни.
Что означает Вербное воскресенье: народные обычаи и приметы праздника
Великий православный праздник отмечают за неделю до Светлого Воскресения Христова – в 2020 году Вход Господень в Иерусалим празднуют 12 апреля.
Sputnik Грузия рассказывает, что означает Вербное воскресение, а также о народных обычаях и приметах праздника.
Что означает Вербное воскресение
Вербное воскресенье – это день, когда Спаситель въехал в Иерусалим как царь, что подробно описывается во всех четырех Евангелиях.
По древнему еврейскому обычаю цари и победители, въезжали в Святой город на конях или ослах, а народ встречал своих правителей приветствиями и пальмовыми ветвями.
Иисус, чтобы исполнить пророчества Ветхого Завета, тоже торжественно въехал в Иерусалим на молодой ослице, а люди приветствовали Спасителя возгласами «Осанна!» Так они обычно обращались только к царю, устилая ему путь пальмовыми ветвями.
Молва о чудесах, совершенных Иисусом, в том числе и о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла до Иерусалима, и жители Святого города видели в Нем долгожданного Мессию. Иудейские первосвященники, в отличие от народа, Спасителю были не рады. И Христос знал, что этот путь ведет его к Голгофе и Кресту.
По традиции в Грузии в Вербное воскресенье освящают ветки вербы и колхидского самшита (бза — по-грузински). Поэтому праздник в Грузии называют Бзоба.
Народные обычаи
На Руси с Вербным воскресеньем с давних пор связано множество народных обычаев, традиций и обрядов. По одному из них, люди в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья на рассвете, отправлялись собирать вербу.
Кстати, ветки вербы срезали только с молодых деревьев, на которых еще нет повреждений. К празднику, по обычаю, нельзя было срезать ветки с деревьев, с дуплом и растущих рядом с кладбищем.
Освященными ветками вербы, по народному обычаю, в тот же вечер или в воскресенье утром, украшали иконы или развешивали их по углам комнат.
В этот день, по народному обычаю, как и во все великие церковные праздники, нельзя работать, поэтому женщины убирались в доме и готовили заранее. На Вербное воскресенье хозяйки пекли из теста орехи и давали их всем домочадцам, включая животных, чтобы были здоровы.
По обычаю, праздник проводят в кругу близких и родных, в спокойной обстановке, потому что продолжается Великий пост, а с понедельника начинается Страстная неделя, последняя перед Пасхой, которая в 2020 году начинается 13 апреля.
Поэтому в Вербное воскресение, по церковной традиции, необходимо думать о Боге, молиться, очистить свою душу и подготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова.
С древних времен вербе приписывалась магическая сила, способствовавшая плодородию – она предохраняла от заболеваний и очищала от нечистой силы. Люди, по обычаю, проглатывали почки освященной вербы, чтобы никакая хворь и болезнь к ним не прицепилась.
В стародавние времена, по приметам, люди для привлечения удачи в новых начинаниях съедали несколько почек вербы перед тем, как начинать какое-то важное дело.
Амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По народному обычаю, молодоженов осыпали почками вербы и клали веточку вербы под перину, чтобы потомство было здоровым.
По приметам, при первом выгоне скота использовали освященную вербу, чтобы скотина сохранилась в целости и вовремя возвращалась домой, вербную веточку втыкали под крышу дома или пускали на воду.
Приметы праздника
В различные целебные отвары добавляли растолченные высушенные почки вербы. Затем эти отвары использовали для лечения кожных болезней и ран. Иногда почки добавляли в хлеб или другую выпечку.
Также пекли хлеб в форме вербовой веточки или варили кашу из раскрывающихся почек вербы.
В древности, по приметам, чтобы увеличить свой достаток, сажали на Вербное воскресенье цветок или же пересаживали комнатные растения. За цветком ухаживали тщательно и оберегали его, так как верили, что, если он завянет, то ожидаются серьезные финансовые потери.
По приметам, девушки, желающие выйти замуж за конкретного парня, весь день думали о нем. И каким-то образом, возможно телепатическим, мысли девушки передавались парню и вечером он приглашал ее погулять.
К началу посевного сезона, по народному обычаю, на поле в землю обязательно втыкали ветки вербы. По приметам, этот обряд способствовал богатому урожаю и спасал его от напастей.
По народному поверью, верба исцеляла и придавала физическую силу не только человеку, но и скотине. Поэтому домашних животных, как и детей, стегали освященной веткой, развешивали в хлевах вербу, а перед первым выгоном в поле скармливали эти веточки животным, чтобы те не стали жертвой болезней, хищных животных и воров.
Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.
Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.
История праздника Вербное воскресенье
Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».
Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели…
Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.
Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.
Почему праздник называют Вербным воскресеньем
Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.
Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:
Их-то Господь — вон какой!
Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!
Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют». И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.
В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.
Традиции Вербного воскресенья
В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.
Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба — это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.
При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.
Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.
Праздничное богослужение
Шестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником — Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас «бремена тяжелые и неудобоносимые», а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.
Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари «Общее воскресение» и «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».
В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.
Вербное воскресенье в 2020 году — 12 апреля
Вербное воскресенье в 2021 году — 25 апреля
Богослужение на Вербное воскресенье
Песнопения на Вербное воскресенье
Читать о Вербном воскресенье на «Правмире»:
Видео о Вербном воскресенье:
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.
Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.
Митрополит Антоний Сурожский
Проповеди на Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, начинает Страстную седмицу