Что значит вещественный источник

Что значит вещественный источник

Вещественные источники

oglavleniju

1 21

1 2

1 34

1. Вещественные источники.

Мы уже узнали, что письменность появилась около 7 тысяч лет назад. Таким образом, если считать с момента появления человека (4-4,5 миллиона лет назад) дописьменный период составит около 99,9% истории человечества. Сколько это хорошо видно на приведенной ниже схеме, где период существования письменных источников выделен красным цветом.

7 1

Следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом благодаря вещественным источникам.

7 2

Вещественные источники, однако, не позволяют полностью описать историческое событие.

2. Какими могут быть вещественные источники

К вещественным источникам относятся:

7 3

Предметы быта, обихода, утварь, украшения – это посуда и шахматные фигурки, одежда и обувь, бусы найденные в древнем захоронении и ожерелье королевы Франции, трон Ивана Грозного и скамейка из терм в Помпеях и др.

7 4

Предметы искусства, культа – все предметы искусства от первых рисунков на стенах пещер и примитивных статуэток до современных картин и скульптур; предметы, имеющие религиозное (культовое) значение: идолы, амулеты, алтари и др.

7 5

Монеты, банкноты – все, когда-либо существовавшие средства расчета в их материальной форме.

7 6

Орудия труда – всё, что использовалось человеком когда-либо в своей деятельности по преобразованию природы, добыче пропитания или изготовлению продукции и др.

7 7

Захоронения, капища – места погребений: могилы древних людей, пирамиды Египта, гробницы, курганы и др.

7 8

7 9

Разумеется, данный список может быть продолжен.

3. Как описывать вещественный источник

Вы должны научиться описывать вещественные источники, с которыми познакомитесь на уроках.

Запомните

Описание источника нужно делать последующему плану:

1. Название источника.

2. Время и место создания (если известно).

3. Материал, из которого изготовлен.

4. Описание источника

5. Его предназначение.

Попробуйте описать по данному плану вещественные источники приведенные ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.

Храм Аполлона в Дельфах.

Источник

Что значит вещественный источник

Исторические источники

oglavleniju

1 21

1 2

1 34

1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

4 1

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

4 2

Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.

4 3

Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

4 4

Устные источники

К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.

4 5

Этнографические источники

Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.

4 6

Источники нового времени

4 7

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.

4 8

Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

4 9 1

И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Чтобы узнать о том, как работать с художественно-изобразительными источниками на уроках прочитайте памятку, нажав на значок «Книжка». book

3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.

Читайте также:  Что должен сделать каждый человек в своей жизни

4 10

Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.

4 11

Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.

4 12

Римский Папа Стефан II (слева). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.

Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.

Запомните

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

Источник

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Для становления антиковедения огромную роль сыграли археологические открытия ХІХ—ХХ вв. Немецкий археолог Г. Шлиман (1822—1890) во второй половине XIX в. открыл развалины легендарной Трои, а затем величественные руины Микен и Тиринфа (крепостные стены, руины дворцов, гробницы). В руки историков попал богатейший материал о ранее неизвестных страницах прошлого, которые считались художественным вымыслом. Так была открыта микенская культура, предшествующая культуре эпохи Гомера. Эти сенсационные находки расширили и обогатили представления о древнейшем периоде истории и стимулировали дальнейшие археологические изыскания.

Крупнейшие археологические открытия были сделаны на Крите. Англичанин А. Эванс (1851—1941) раскопал в Кноссе дворец легендарного правителя Крита – царя Миноса. Ученые обнаружили и другие древние поселения на Крите и соседних островах. Эти открытия явили миру уникальную минойскую культуру первой половины II тысячелетия до н. э., более раннюю культуру, чем микенская.

Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос, так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. Все ведущие европейские страны и США основали в Греции археологические школы. Они превратились в центры антиковедения, в которых не только совершенствовались методики раскопок и обработки археологического материала, но и вырабатывались новые подходы к изучению историй Древней Греции.

165245 5 i 002

В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений, керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по-разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вещественные доказательства

Вещественные доказательства Кроме самих тел, в могилах было обнаружено и кое-что, принадлежавшее убийцам. В первую очередь это стреляные гильзы и пули, которые оказались… немецкими. Учитывая их количество и то, что гильзы могли попасть в самые разные руки, немцы скрывать

Первые вещественные доказательства

Первые вещественные доказательства Вообще говоря, начиная с XVII века какой-нибудь Шерлок Холмс от зоологии мог бы только на основании легенд и рассказов доказать существование в Северной Атлантике кальмаров чудовищной величины, сравнимых по размерам с китами. Чтобы

В пасти кашалотов находят вещественные доказательства

В пасти кашалотов находят вещественные доказательства Несколько лет назад Шарль Александр де Калон, генеральный финансовый инспектор Франции, был озабочен исчезновением китобойного промысла в стране. Баски, пионеры в этом деле, были вытеснены с течением веков

Вещественные памятники

Вещественные памятники Археологический материал для раннего периода истории Италии пред­ставлен довольно богато, хотя и неравномерно по различным районам. Если памятники палеолита встречаются только спорадически, то, начиная с нео­лита и кончая эпохой железа,

Читайте также:  Чем хлебцы полезнее хлеба

Источники

Источники Форстен Г. В. Акты и письма к истории балтийского вопроса в XVI и XVII столетиях, вып. 1, СПб., 1889.

Источники

Источники Бруно Джордано. Диалоги. Перев. с итал. М., 1949. Галилей Галилео. Избранные труды, т. 1-II. М., 1964. Гвиччардини Ф. Сочинения. М. – Л., 1934. Джордано Бруно перед судом инквизиции (краткое изложение следственного дела Джордано Бруно).-Вопросы религии и атеизма, вып. 6. М «1958.

Источники

Источники Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М» 1962. Мор Т. Утопия. Утопический роман XVI-XVII вв. Библиотека всемирной литературы. М» 1971.

Источники

Источники Д 0бинье Агриппа. Трагические поэмы. Мемуары. М., 1949. Внутренняя политика французского абсолютизма. Под ред. А. Д. Люблинской. М. – Л., 1966. Документы по истории гражданской войны во Франции 1561-1563 гг. Под. ред. А. Д. Дюблинской. М. – Л., 1962. Документы по истории внешней

Источники

Источники Бэкон Ф. Сочинения. Под ред. А. Л. Субботина, т. 1-И. М., 1971-1972. Везалий А. О строении человеческого тела. Перев. с латин. т. 1-II М 1950-1954. Галилей Галилео. Избранные труды. Перев. с латин. и итальян., T.I-II. М., 1964. Декарт Ренэ. Избранные произведения. Перев. с франц. и латин., М» 1950.

Вещественные памятники

Вещественные памятники Археологический материал для раннего периода истории Италии пред­ставлен довольно богато, хотя и неравномерно по различным районам. Если памятники палеолита встречаются только спорадически, то, начиная с нео­лита и кончая эпохой железа,

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В основание работ этой области следственного производства Соколов положил чрезвычайно детальный, последовательный и всесторонний метод изучения и исследования физического состояния и истории происхождения каждой отдельной вещицы,

Источники

Источники Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986; Т. 2. Игры обмена. 1988; Т. 3. Время мира. 1992. Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1.

2. Имеются ли вещественные доказательства преступления

2. Имеются ли вещественные доказательства преступления Если миллионы евреев на самом деле были умерщвлены в газовых камерах, следует ожидать, что найдется множество улик, подтверждающих эти беспрецедентные зверства — подлинные газовые камеры, или хотя бы чертежи этих

Источник

Проблемы изучения вещественных и изобразительных источников. Понятия «археологический источник» и «музейный предмет»

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Каждая эпоха оставляет за собой след в виде культуры, на основе которой и складывается общественный исторический опыт. Преобладающую часть этих произведений, памятников культуры составляют отнюдь не письменные, а вещественные источники, отображая ту естественную часть, которую мы называем материальной культурой.

Понятие артефакта приближает к пониманию вещественного источника. Ибо последний, являясь носителем социальной информации, включает не только «вещи» в обыденном понимании (то, что имеет определенное функциональное значение), но и то, что мы относим к произведениям искусства.

Наиболее распространенные классификации предлагают выделение вещественных и изобразительных источников. Между тем разделить функциональность, присущую вещи и характерную изобразительным источникам эмоционально-эстетическую стороны представляется делом довольно сложным. Примером такого единства являются памятники архитектуры. Создаваемые на всем протяжении истории человека, они представляют не только область эстетическую. Здания и сооружения имеют четкое функциональное назначение, а также выраженную социально-политическую направленность.

История архитектуры начинается с первых шагов строительной деятельности человека, на разных стадиях развития человеческого общества, когда можно наблюдать одновременно появление двух одинаковых типов сооружений и конструктивных приемов в самых отдаленных друг от друга странах, что исторически свидетельствует не о наличии связей, либо заимствований, а о том, что они были вызваны к жизни одинаковыми общественными потребностями при одинаковом уровне развития производительных сил при сходных жизненных условиях.

Развитие архитектуры в последующие периоды совершалось при наличии все более и более развивающегося торгового обмена и культурных связей. Это отразилось на технологии строительства и технике, видах архитектурных сооружений, определило разницу в постройках господствующих слоев и рядового населения. Безусловно, все это создает благодатную почву для исследования. Загадки старых цивилизаций и древних сооружений дают возможность выдвижения различных гипотез и теорий о происхождении человечества (например, загадка египетских пирамид).

640 1

Если проанализировать количественное соотношение католических и православных храмов, построенных на территории Беларуси, или же рассмотреть типовые проекты культовых зданий, то можно определить положение основных конфессий и политику правительства в отношении религии. Распределив памятники архитектуры по их функциональному назначению, можно охарактеризовать социально-экономическое развитие городов, районов, областей и государства в целом. Анализ декоративного убранства и интерьеров жилых построек дает более конкретное и наглядное представление об имущественном положении граждан.

Форма и средства архитектурного представления являются производными от его назначения, цели, места и времени происхождения. Архитектурные памятники все же отличаются от тех источников, которые основной функцией имеют эстетическую. И это приближает их к вещественным источникам, где сам материал и выразительные средства неразрывно связаны. Вещественные источники представляют собой особую категорию источников с точки зрения фиксирования информации, которая в них выражена как результат практической деятельности людей и выступает в объективно-синтактическом смысле, т. е. как следы практической деятельности, которые нужно перевести в синтактически-субъективную форму (выразить в иной знаковой системе).

Читайте также:  Что за что отвечает на свадьбе

Процесс выявления объективно-синтактической информации, заключенной в вещественных источниках (т. е. информации, возникшей вне зависимости от обращающегося к ней субъекта), и перевода ее в синтактически-субъективную форму (форму нашего общения, языковую), очень сложен. Сложна и технология поиска, реконструкции и датировки этих источников, что обусловило раннее выделение археологии и этнологии как самостоятельных наук.

Место вещи в жизни человека всегда менялось, ее роль и отношение к ней зависели от форм мировосприятия наших предков. Древнее восприятие вещи как живого существа, фетишизация и обожествление ее в рудиментарных формах сохранились до наших дней.

В настоящее время, когда современная техносфера моделирует социум по собственному подобию, сохраняется и ритуальное функционирование вещей. Помимо непосредственной практической надобности (функционального назначения) вещь (предмет) имеет и иной (скрытый) смысл. Предмет функционирует в пределах целого, воплощает смысл целого, целое присутствует в предмете, как в своей части. Поэтому вещь в традиционной культуре имеет и непредметное содержание, заявляя о той общности, которой она принадлежит. Вещи, которые соотносятся между собой как части мифического целого, находятся рядом, создавая тем самым мифическое пространство. Исследователь, неподготовленный к восприятию объективно-синтаксической информации вещи сможет лишь описать внешние характеристики и (собственно его пониманию) возможное функциональное предназначение вещи.

Изучая и интерпретируя археологические, вещественные памятники, археологи как бы переводят информацию с «языка вещей» в понятную нам знаковую форму – языковую систему, а также систему графической информации.

Зафиксированная в изобразительных источниках информация об исторической реальности также имеет специфические методы и формы выражения, и в этом смысле в определенной степени является как бы закодированной, а поэтому скрытой и для ее «прочтения» необходима дешифровка, своеобразное «снятие» прикрывающей ее системы изобразительных принципов и методов.

Среди массы изобразительных источников, как известно, выделяют изобразительно-графические и изобразительно-художественные. Среди изобразительно-графических для исследователей (особенно историков) огромное значение имеют карты. Карты являются уникальным историческим источником, потому что содержат географические и исторические факты, сведения о научных знаниях и мировоззрении. Средневековые карты прошли путь от простых схематических рисунков до настоящих произведений (их изучением занимается картоведение). Для изучения карт необходимо иметь понятие о картографической проекции, масштабе, картографическом изображении (обозначений рельефа, растительности, населенных пунктов, дорог) и т. д. Все это требует специальной подготовки исследователя. Изобразительно-художественные источники, ориентированные преимущественно на эмоциональное восприятие имеют прежде всего эстетическое, а не функциональное предназначение (хотя и здесь не все однозначно – возьмем, к примеру, иконы).

И все же восприятие нами информации не адекватно той, которая была вложена создателями произведения. Необходимо знание системы изобразительных принципов и методов, присущих стране в которой были созданы эти источники, эпохе их создания, классовым и религиозным взглядом их создателей, художественным направлениям, к которым эти творцы принадлежали.

Не случайно китаевед Дж. Роули подчеркивает, что «мы редко спрашиваем себя, почему вот эта ваза греческая, а та скульптура индийская, или почему вот эта человеческая фигура должна быть итальянской, а этот пейзаж английским. Хотя характеристики духа самоочевидны, корни их скрыты от взора, ибо они погребены в изначальных ориентациях разных культур. Они – суть нечто недосягаемое, в котором воплощаются мечты и чаяния людей: нечто неизмеримое, которое определяет ответы на три основных измерения опыта: природа, человек, божество».

Предметы таких видов искусства как живопись, графика, скульптура дают необходимую информацию не только о реалиях прошедших веков через серии портретов, батальный жанр, восстанавливают мелкие детали крупных объектов и сюжетов, дошедших до нашего времени, но и помогают нам узнать те исторические факты, которые до сих пор были не известны.

Яркие примеры – скульптурные портреты римских императоров и героев; серия гравюр Ш.А. Дюрерсо о несуществующих ныне Мадридском замке и других французских постройках монархов XVI века и т. д. и т. п.

Следует пояснить ответ и на такой вопрос: что же такое «музейный предмет»? Всякий ли источник является музейным предметом и всякий ли музейный предмет – исторический источник. Суммируя понимание термина различными учеными, можно попытаться определить «музейный предмет» как предмет, извлеченный из окружающей среды, депонированный в музее и обладающий свойствами длительной физической сохранности, носитель семантической и эмоциональной информации. Следовательно, понятие «музейный предмет» уже, ибо далеко не все исторические источники, могут быть включены в состав музейных фондов, а только определенные категории, которые обладают признаками «музейности», «музейной ценности». Вместе с тем в музеях могут экспонироваться вещи, передающие только внешние сходства, являющиеся по сути историческими пособиями, обобщающими характеристики представляемого круга источников.

Источник

Adblock
detector