Что значит виа в названии групп

Что значит виа в названии групп

образование и наука, РФ

Вьетнамское информационное агентство

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

воен., образование и наука

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева

воен., образование и наука

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

второй ипотечный агент

в названии ЗАО ВИА АИЖК

внутрижилищные инсектные аллергены

Полезное

Смотреть что такое «ВИА» в других словарях:

виа — коллектив, вокально инструментальный ансамбль, группешник, состав, группа, команда Словарь русских синонимов. виа сущ., кол во синонимов: 6 • ансамбль (38) • … Словарь синонимов

ВИА — Аббревиатура может означать: Военно инженерная академия; Вокально инструментальный ансамбль; Список значений слова или словосочетания со ссылками … Википедия

ВИА — ВИ а, нескл., муж. (сокр.: вокально инструментальный ансамбль) … Русский орфографический словарь

ВИА — нескл., м. (сокр.: вокально инструментальный ансамбль) … Орфографический словарь русского языка

ВИА — военно инженерная академия военно исторический архив вокально инструментальный ансамбль Вьетнамское информационное агентство … Словарь сокращений русского языка

ВИА Гра — Жанры поп музыка европоп евродэнс данс поп AC Годы 2000 настоящее время … Википедия

ВИА Гра (музыкальная группа) — ВИА Гра Годы С 2000 Страны Россия … Википедия

Виа Гра — Годы С 2000 Страны Россия … Википедия

Виа Национале (Рим) — Виа Национале Рим Via Nazionale … Википедия

Виа Гра. MP3 Collection (альбом) — ВИА Гра. MP3 collection Альбом ВИА Гры Дата выпуска 2006 Жанр Поп Продюсеры Константин Меладзе и Дмитрий Костюк Лейбл … Википедия

Источник

Вокально-инструментальный ансамбль

48px Question book 4.svg

Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1966—1986 годах. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.

Содержание

Появление

Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку «рок-группами» именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть «продукт разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».

ВИА создавались при тех или иных уже существующих творческих объединениях: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.

Особенности

Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.

ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фолк-уклоном.

На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктуемых идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике — различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме. Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солист стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженно «роковые» атрибуты, такие как необычные причёски, татуировки, клёпанная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе безусловно исключались.

Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, государственной фирме «Мелодия», а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, Республиканские и областные филармонии.

Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов и группы «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута», Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья».

Репертуар

Репертуар ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Исполнялись также песни, написанные членами группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель коллектива. Программа ансамбля официально утверждалась худсоветом, это было непременным условием для исполнения её на публике.

Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и синти-поп. Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и подготовили [2] музыкальный пласт развития биг-бита и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего музыкального направления в СССР — рок-музыки. Однако в исполнении музыки ярко выраженные рок-моменты будь то соло электрогитары или слишком громкий голос артистов не рекомендовался. Не приветствовались современные ритмы и новейшие направления, будь новая волна и пр. Потому песни у ВИА были как правило незамысловатые, не длящиеся более 3-4 минут и без серьёзной импровизации.

В текстах песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы, народные песни, песни на актуальные темы (вроде строительства БАМа). В основном песни несли выраженно позитивный заряд, прославляли советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества допускались только в «обличительных» песнях о проблемах капиталистического мира. Не поощрялось и заострение проблем молодёжи.

Читайте также:  Что значит в роблоксе 268

Заметное место в репертуаре многих ВИА занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило, фонетически сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия, музыка могла приписываться членам группы или несуществующим композиторам, песня именовалась «американской народной» и так далее. Также ВИА нередко использовали музыкальные фрагменты западных песен в собственных произведениях, подавая их как свою музыку. На концертах могли исполняться и оригинальные западные песни.

ВИА и рок-группы

Отношения между ВИА и самодеятельными рок-группами 1970-х — начала 1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны, существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и признании, с другой — музыканты нередко переходили из ВИА в группы и обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным путём самодеятельные группы. Так, вышеупомянутая группа «Аракс» приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году, когда вошла в труппу театра «Ленком». ВИА «Земляне» тоже начинал как андеграундная рок-группа, и лишь потом сменил статус.

30px Aquote1 В целом бездонная пропасть лежала между профессиональными ВИА, даже если они робко пытались пискнуть что-то со сцены в своё оправдание, ВИА самодеятельными, бравшими с них пример, и группами. Это, однако, не переходило в конфронтацию. Все понимали, что так устроен мир. Пойти, например, работать в ансамбль «Весёлые ребята» к Слободкину так и называлось — «продаться в рабство». Это компенсировалось спокойной жизнью без цепляний, милиции, хорошей аппаратурой и стабильным, по тем временам высоким заработком. «Чесали» тогда ребята по три — по четыре [концерта] в день. Было ясно, что эти суровые условия диктует сама жизнь, и никто из «подпольных» «продавшимся» в спину не плевал.

Популярность, расцвет и исчезновение

Большинство ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего — выход из подполья рок-музыки и упразднение механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых синтезаторов и семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций в новых политических условиях стал гораздо менее востребован.

Большинство коллективов распалось, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА осталась на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки — это бывшие музыканты ВИА 80-х.

Некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них — «Весёлые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки 1960-1970-х годов. Они записывают ремейки своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть старого репертуара. Некоторые ВИА («Самоцветы», «Песняры», «Земляне», «Ялла», «Синяя птица», «Лейся, песня», «Здравствуй, песня», «Кобза», «Краяни», «Сябры») исполняют и новые песни, не уступающие их известным шлягерам. В некоторых случаях, например в ВИА «Песняры», возникло сразу несколько составов, претендующих на одно и то же название и исполняющих один репертуар.

Источник

Популярная музыка от р.Х. до наших дней. Мой музыкальный блог.

Вокально-инструментальные ансамбли СССР.

dh lp 329

Вокально-инструментальный ансамбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е — 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.

Группы, зарегистрированные как вокальные и инструментальные ансамбли, имели доступ к советским государственным СМИ и звукозаписывающим студиям и могли публиковать записи на советском государственном звукозаписывающем лейбле «Мелодия».

A28 PG 68 g. new

Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-е годы, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку рок-группами именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (рок-музыка была объявлена «продуктом разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».

ВИА создавались при тех или иных учреждениях культуры: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы при разных учреждениях (домах культуры, колхозах и др.). Профессиональные ВИА проходили официальную регистрацию, а ее участники являлись сотрудниками профильного ведомства. Об этом свидетельствовала трудовая книжка музыканта, которая хранилась в отделе кадров филармонии-работодателя. Этот статус отличал ВИА от бардов или рок-музыкантов, считавшихся любителями.

В мае 1966 года определение «Вокально-инструментальный ансамбль» было размещено на афише ансамбля «Авангард», выступавшего от Донецкой филармонии. Также в числе коллективов, создавших жанр ВИА, называют ансамбли «Поющие гитары» и «Весёлые ребята», основанные в 1966 году в Ленинграде и Москве соответственно. «Добры молодцы» появились на сцене в 1969 году.

2765c40421180ff5bc61e5bfe098ee7c big

Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по несколько вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей, а также музыкальный руководитель. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.

ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: акустическую гитару, электрогитары, бас-гитару, ударную установку, перкуссии, фортепиано, различные варианты электронных клавишных (таких, как электроорганы и синтезаторы), аппаратуру звукоусиления, а в 1980-е годы — ещё и ритм-компьютеры. В дополнение к этому набору нередко имелась и духовая секция (труба, флейта, кларнет, саксофон, гармоника, иногда тромбон), могли использоваться также различные народные инструменты (баян, домра, балалайка, скрипка и др.), особенно в ВИА с фольклорным уклоном («Песняры», «Ариэль», «Кобза», «Ялла»).

На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, обусловленных идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы (для участниц-женщин — платья или юбки), а у ВИА, специализирующихся на народной тематике, — различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме («Каскад»). Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солисты стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженные роковые атрибуты, такие, как необычные причёски, татуировки, клёпаная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе, безусловно исключались.

Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия», а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Союзконцерт, Москонцерт, Ленконцерт, Росконцерт, Госконцерт, республиканские и областные филармонии.

Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как например: Юрий Антонов и группы «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута», Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья», Владимир Мигуля и группа «Земляне», Лев Лещенко и «Спектр».

VIA Sibiryu rozhdennye 1

Репертуар ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (то есть членами Союза композиторов и Союза писателей). Исполнялись также песни, написанные членами группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель коллектива. В репертуаре некоторых ансамблей (например, таких, как «Группа Валентина Бадьярова», «Витамин», «Метроном»), помимо песен, порой появлялись и инструментальные пьесы. В первой половине 1980-х годов существовал даже норматив: не менее 80 % репертуара ВИА должны были составлять «песни советских композиторов», то есть песни, авторами которых были члены вышеупомянутых Союзов (частично разрешалось использовать песни авторов из так называемых «социалистических стран», переведённые на русский язык). Программа ансамбля подлежала обязательному утверждению худсоветом.

Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни («Песняры», «Ариэль»), так и диско («Красные маки», «Здравствуй, песня»), рок-музыку («Земляне», «Цветы») и синти-поп («Весёлые ребята»). Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и подготовили музыкальный пласт развития биг-бита и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего музыкального направления в СССР — рок-музыки. Однако в исполнении музыки ярко выраженные роковые элементы, будь то длинные инструментальные соло или слишком громкий голос артистов, не рекомендовались. Не приветствовались современные ритмы и новейшие направления — новая волна и пр. Потому песни у ВИА были, как правило, длиной не более 3-4 минут и без серьёзной импровизации.

В текстах песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы, народные песни, песни на актуальные темы (вроде строительства БАМа). В основном песни несли подчеркнуто позитивный заряд, прославляли советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества допускались только в «обличительных» песнях о проблемах капиталистического мира. Не поощрялось и заострение внимания на проблемах молодёжи.

Заметное место в репертуаре многих ВИА («Веселые ребята», «Поющие гитары») занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило, фонетически сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия, музыка могла приписываться членам Союза композиторов, участникам группы или несуществующим авторам, песня именовалась «американской народной» и так далее. Также ВИА нередко использовали фрагменты западных песен в собственных произведениях, подавая их как свою музыку. Но на концертах могли исполняться и оригинальные западные песни.

Взаимоотношения ВИА и рок-групп

zemlyane

Отношения между ВИА и самодеятельными рок-группами 1970-х — начала 1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны, существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и признании, с другой — музыканты нередко переходили из ВИА в группы и обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным путём самодеятельные группы. Так, вышеупомянутая группа «Аракс» приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году, когда вошла в труппу театра «Ленком». Группа «Земляне» также начинала как андеграундная рок-группа и лишь потом сменила статус, заключив контракт с Кемеровской филармонией. Официальный статус имели группы «Интеграл», «Диалог», «Автограф», «Карнавал», «Динамик», «Машина времени» (в период с конца 1979 до второй половины 1980-х, когда работала под эгидой государственного объединения «Росконцерт»).

«В целом бездонная пропасть лежала между профессиональными ВИА, даже если они робко пытались пискнуть что-то со сцены в своё оправдание, ВИА самодеятельными, бравшими с них пример, и группами. Это, однако, не переходило в конфронтацию. Все понимали, что так устроен мир. Пойти, например, работать в ансамбль «Весёлые ребята» к Слободкину так и называлось — «продаться в рабство». Это компенсировалось спокойной жизнью без цепляний, милиции, хорошей аппаратурой и стабильным, по тем временам высоким заработком. «Чесали» тогда ребята по три — по четыре [концерта] в день. Было ясно, что эти суровые условия диктует сама жизнь, и никто из «подпольных» «продавшимся» в спину не плевал».

Рок-группы отличались от ВИА не только модусом вивенди (рок-дискурс — исключительно авторский), но и вытекающими из последнего жанровыми особенностями самой исполняемой ими музыки, превращая ВИА в развлекательное и подчёркнуто полистилистическое музыкальное варьете.

Некоторые советские рок-группы, такие как «Машина Времени», в начале 1980-х добились официального признания и, таким образом, смогли выйти из андеграунда. Однако это не избавило их от всех проблем; например, некоторые песни «Машины Времени» были положительно оценены в газете «Московский комсомолец» и занесены в ежемесячный хит-парад, но не были допущены к исполнению группой на концертах. В принципе, это давало рок-группам те же возможности для выступления, что и ВИА, но им также приходилось подчиняться общепринятым ограничениям.

Популярность, расцвет и дальнейшая история

Screenshot%2B%2528393%2529

ВИА просуществовали в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х — 1970-х, начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодёжи. Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в день в течение всего года, исполняемые ими песни транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и хорошо продававшиеся пластинки. Например, за четыре года (1970—1974) только тираж первой пластинки ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве 15 975 000 экземпляров, а общий тираж несколько раз переизданного альбома «У нас, молодых» (1975—1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий. Концертные организации получали от наиболее популярных ансамблей большую прибыль. ВИА работали очень интенсивно, например годовой план утверждённый Москонцертом ансамблю «Весёлые ребята», с 1970 года составлял ежегодно до 500 концертов. Популярность ВИА была столь высока, что на гастролях ансамбли могли работать в средних размеров городе — целую неделю, ежедневно давая по два, а в выходные даже по три—четыре концерта, и каждый раз собирая полный зал.

Всеобщий кризис вокально-инструментальных ансамблей в СССР начался на рубеже конца 70-х — начала 80-х годов, в канун Олимпиады-80, когда из тени ненадолго вышла рок-музыка и было смягчено отношение к некоторой части западной эстрады. Строгая советская цензура делала своё дело. Репертуар многих советских ансамблей теперь выглядел всё более рядовым, серым, обыденным, что не могло не повлиять на вкусы слушателей. Аудитория ВИА, в основном молодёжь, всё больше стала увлекаться рок-музыкой, диско, «новой волной», электронной музыкой. Ансамбли стали терять былую популярность. По этой и другим причинам в начале 80-х некоторые ВИА распались, одни музыканты эмигрировали за рубеж, другие пытались создать новые ансамбли и группы, стремясь следовать более современному репертуару и новым музыкальным направлениям, а некоторые и вовсе ушли из музыки. Дело дошло до того, что многие ВИА стали более активно исполнять перепевы песен западных исполнителей, пытаясь таким образом вновь привлечь к себе аудиторию.

На Олимпийских играх в Москве Советский Союз хотел представить себя современным и космополитичным. Это поддержало усилия деятелей культуры и молодежи в направлении либерализации советской музыкальной сцены. В советских СМИ все чаще звучала отечественная и зарубежная популярная музыка. По воспоминаниям основателя группы «Воскресенье» Алексея Романова цензуры тогда не было. Послабления дошли даже до того, что «Воскресенье» смогло записать видеоклип для советского телевидения.

Однако это длилось недолго. После избрания Юрия Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС давление на музыкальную сцену в СССР значительно усилилось. Для этого было две причины: с одной стороны, благодаря музыкальному вкусу Андропова, сторонники жесткой линии смогли снова взять верх, которые рассматривали поп-музыку как выражение декадентского западного образа жизни и средство дезинтеграции советского общества западными спецслужбами. Эти опасения не были полностью беспочвенными, поскольку Запад более или менее открыто использовал искусство и культуру в своих целях во время холодной войны. С другой стороны, либерализация привела к падению доходов государственных организаторов концертов, поскольку на рынке теперь явно доминировали советские рок-группы. Пока к репрессиям подходили менее жестко, незарегистрированные рок-группы также организовывали корпоративные туры. Доходы от этого были потеряны для государственных организаторов концертов и не облагались налогом.

В результате меры цензуры в отношении рок-групп были строго соблюдены, и все чаще принимались меры против неофициальных концертов. Рок-группы, которые уже были зарегистрированы, должны были снова играть перед соответствующими органами, чтобы продлить свою регистрацию, но в соответствии с новыми идеологическими установками в большинстве случаев её теряли.

1983-85 годы, ставшие временем активной борьбы постбрежневских властей с рок-музыкой и западной эстрадой в СССР, дали вокально-инструментальным ансамблям второй шанс. Борьба властей с советской рок-музыкой устранила главных конкурентов ВИА, которые внесли изменения в свой репертуар, а их исполнение и звучание стало больше соответствовать духу времени. Этому способствовало то, что из-за репрессий такие рок-музыканты, как Константин Никольский, Андрей Сапунов, Сергей Кавагое или Маргулис, стали участниками вокально-инструментальных ансамблей, что придало тем новый импульс. Однако о возвращении былой популярности уже не могло быть и речи.

С началом перестройки, начавшейся при Горбачеве, условия существования ВИА кардинально изменились. В результате экономических реформ музыкальные группы отделились от своих прежних спонсоров и организовались в частном порядке. С 1987 года на основании изменившейся правовой ситуации появились частные организаторы концертов. Доступ к СМИ также стал проще. С 1984 года у советского рока появился собственный телевизионный формат с музыкальной программой «Музыкальный ринг» на Ленинградском телевидении. С появлением первых частных радиостанций и звукозаписывающих компаний прежние монополии начали распадаться.

В конце 1980-х годов многие ВИА прекратили своё существование. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего — вызванные горбачёвской перестройкой окончательный выход из подполья рок-музыки и упразднение прежних административных механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых импортных синтезаторов и семплеров, дававших возможность создавать и исполнять качественную поп-музыку без необходимости привлечения большого штата музыкантов, а также активное внедрение в музыку компьютерных технологий. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий в основном из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций, в изменившихся политических условиях стал гораздо менее востребован.

%25D0%2592%25D0%2598%25D0%2590 %25D0%259F%25D0%25BE%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B5 %25D1%2581%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B4%25D1%2586%25D0%25B0 2014 07 08 09 04

С развалом СССР немало коллективов, оставшихся без поддержки государственных концертных организаций и не сумевших приспособиться к пришедшим из-за рубежа новым веяниям, также распались, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов, распавшихся ВИА, смогла остаться на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Например, в 1984 году ВИА «Поющие сердца» образовал джаз-рок-группу «Эремитаж» и хэви-метал-группу «Ария». Сегодня очень многие современные российские деятели поп-музыки — это преимущественно бывшие участники ВИА 1970—80-х.

Тем не менее, некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них — «Земляне», «Песняры», «Цветы», «Ариэль». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы уже во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки советских времён. Эти группы записывают альбомы с современными ремейками своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть их старого репертуара. Некоторые ВИА («Земляне», «Цветы», «Самоцветы», «Песняры») исполняют и новые песни, нисколько не уступающие их известным шлягерам. В некоторых случаях (например, в случае с ВИА «Песняры», «Лейся, песня», «Синяя птица», «Земляне»), возникло сразу несколько разных составов, претендующих на одно название и исполняющих одинаковый репертуар. Сегодня вокально-инструментальные ансамбли нацелены прежде всего на аудиторию среднего и старшего возраста, передавая ей атмосферу ностальгии по временам молодости и романтики.

Источник

Adblock
detector