Что значит вид орфограммы
«Орфограмма»
Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Типы орфограмм:
Виды орфограмм:
Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Правописание приставок | Правописание корней | Правописание суффиксов | Правописание окончаний |
---|---|---|---|
Неизменяемые приставки. | Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). | Суффиксы разных частей речи. | Е и И в окончаниях. |
Приставки на З-С. | Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). | О и Е после шипящих и Ц. | О и Е после шипящих и Ц. |
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. | Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. | Гласные в окончаниях прилагательных и причастий. |
Опознавательные признаки орфограмм
Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.
Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.
ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.
ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.
Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.
Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.
Чёрточка (при переносе): конец строки
Что такое орфограмма?
Орфограмма — это написание слова с помощью правила орфографии или в соответствии с традицией русского языка.
Узнаем, что такое орфограмма в русском языке, если прежде обратимся к расшифровке интересующего нас понятия. Этот лингвистический термин происходит от греческих слов orthos, что значит «правильный» и gramma — «знак, буква».
Понятие об орфограмме
Исходя из значения этого заимствованного слова, дословно «орфограмма» — это «правильная буква или знак». Имеем в виду, что в русском языке произношение многих слов не совпадает с их написанием. В такой ситуации, когда неясно слышится гласная или согласная буква, это ошибкоопасное место называют орфограммой. В написании необходимой буквы в слове возникает сразу несколько вариантов, например:
Для правильного написания слова в трудном месте необходимо выбрать только одну букву. А для этого следует обратиться к соответствующему правилу орфографии. Орфография систематизирует орфограммы русского языка и с их помощью регулирует верные написания слов, словосочетаний и предложений.
Вот какое определение, что такое орфограмма приводится в Википедии:
В письменной речи орфограмма отражает выбор необходимой буквы в слове в соответствии с правилом орфографии. Понятие орфограммы охватывает не только буквы, но и элементарные графические знаки (пробел, дефис, прописная и строчная буква и пр.) С этой точки зрения выделим следующие виды орфограмм в написании слов:
Орфограмма может находиться в любом месте слова, в разных морфемах:
Как определить орфограмму в слове?
Чтобы правильно написать слово, следует определить, есть ли в нём орфограмма. Для этого необходимо произнести слово вслух (можно по слогам), иногда в нем нужно поставить ударение. Попробуем понять, что вызывает затруднение в написании слова. В выявлении орфограммы помогут сориентироваться некоторые признаки. Орфограмма находится в том месте слова, в котором
Рассмотрим это более детально с помощью некоторых орфограмм русского языка.
Примеры орфограмм русского языка
В русском языке при произношении слов фонетическая позиция гласного или согласного звука может быть сильной или слабой. Сильная позиция гласных звуков — это позиция под ударением. Такие гласные слышатся ясно и чётко и пишутся в соответствии с их произношением:
Без ударения гласные находятся в слабой фонетической позиции. Они слышатся неясно, искажаются при произношении. Но тем не менее в русском языке осуществляется морфологический принцип написания слов. Независимо от ударения в морфеме пишется одна и та же буква, кроме случаев чередования гласных и согласных. «Безударные проверяемые гласные в корне« — это орфограмма, которая регламентирует выбор необходимой буквы с помощью орфографического правила.
Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, можно изменить грамматическую форму слова или подобрать родственное слово, в котором ударение прояснит сомнительную гласную.
Понаблюдаем, как реализуется эта орфограмма в написании слов:
В русском языке существует немало слов с орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные в корне», написание которых следует запомнить или сверить со словарем. Перечислим некоторые беспроверочные написания слов:
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» касается написания лексем, в главной морфеме которых при произношении происходит оглушение согласного корня, находящегося перед последующим глухим согласным, или согласного в конце слова и замена его парным глухим согласным:
Чтобы установить истинную букву в корне, согласно правилу орфографии необходимо изменить грамматическую форму слова или подобрать к нему родственную лексему, в которой после проверяемого согласного окажется гласная или согласные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на произношение, в корне пишется та согласная, которая выступает в проверочном слове:
В написании ряда слов существует орфограмма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выборе гласных букв «и» или «ы» объясняется тем, что глухой согласный звук [ц] является всегда твердым. При произношении слова после него явно звучит [ы], а пишется то буква «и», то «ы»:
Выбор написания зависит от морфемы, в которой находится орфограмма. Согласно правилу орфографии в корне слов пишется буква «и»:
В суффиксе -ын- притяжательных прилагательных и окончаниях существительных множественного числа после «ц» пишется буква «ы»:
Немало затруднений в написании доставляет орфограмма «Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих». Написание таких слов сопряжено с родовой принадлежностью имени существительного.
Если имя существительное имеет категорию мужского рода, то согласно правилу орфографии после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» мягкий знак не пишется:
Если имя существительное имеет грамматическую категорию женского рода, то после шипящих согласных в конце слова пишется мягкий знак:
Все случаи правильного написания слов закреплены в орфограммах русского языка, знание которых поможет овладеть грамотными навыками письменной речи.
Видеоурок
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Орфограмма. Типы и виды орфограмм
Принципы русской орфографии
Орфография – это 1) система правил правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств.
Одно из основных значимых для обучения понятий орфографии – орфограмма. Однако учёные формулируют определения этого термина по-разному (см. задание 1 данного параграфа).
В лингвистике и методике используются понятия тип, группа и вид орфограммы. К типам орфограммпо графическому обликупринято относить следующие:
· буква (гласная, согласная, прописная, строчная, ъ, ь);
· пробел (раздельное написание);
· контакт (слитное написание);
· чёрточка (знак переноса).
Научиться определять ошибкоопасные места в слове помогают опознавательные признаки орфограмм; основные из них приведены в таблице.
Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах.
Вид орфограммы – её название, в котором обычно указывается тип орфограммы (гласные Е – И), основной опознавательный признак (в безударных личных окончаниях глаголов), иногда – условия выбора или способ проверки (1 и 2 спряжения). Такие названия орфограмм приводятся в школьных учебниках, справочниках, что облегчает процесс обучения, поиск правил (безударные гласные в корне, проверяемые ударением; Ь после шипящих во 2 лице единственного числа глаголов).
Современная русская орфография опирается на несколько принципов. Основной принцип – фонематический,суть которого в том, что на письме отражаются фонемы, пишется та буква, которая соответствует фонеме в сильной позиции. Часто этот принцип называютморфологическим, потому что морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут изменяться (-вод-: вóды [о], наводнение [Λ], водяной [ъ] и т. д.). Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем многие орфограммы путём подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы фонема оказалась в сильной позиции (для безударных гласных – под ударением, для звонких / глухих согласных – перед сонорными и т. д.), т. е. была бы чётко обозначена.
На фонематическом принципе основаны следующие правила: безударные гласные в корне, звонкие и глухие согласные в корне, непроизносимые согласные в корне; на этот принцип опирается написание гласных и согласных в большинстве приставок, суффиксов и окончаний.
Существует в современной орфографии и принципдифференцированного,или дифференцирующего написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки). Иногда на орфографию влияет грамматическое значение (ожёг – глагол и ожог – существительное) и словообразовательное значение (Е – И в приставках пре- и при-).
Методическая статья. «» Виды орфограмм».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая статья. Орфограмма
— буквенные орфограммы – небуквенные орфограммы
— орфограмма – чёрточка (при переносе слов)
— проверяемые орфограммы – непроверяемые орфограммы
— условия выбора орфограммы
— опознавательные признаки орфограммы
Чтобы обобщающие орфографические понятия заработали, необходимо
Орфограмма – такое написание в слове или сочетании слов, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Какое написание в слове называется орфограммой?
Что такое орфограмма?
Любое ли написание в слове можно считать орфограммой?
Прочитайте слова и напишите только те из них, в которых есть орфограмма.
Щука, гриб, мел, ложка, норка, шум, водный, водить.
5. Спишите, распределяя записанные на доске слова в группы:
— слова без орфограмм
— слова с одной орфограммой
— слова с двумя орфограммами.
Подчеркните орфограммы в словах.
Подчеркните орфограммы в корнях (приставках, суффиксах, окончаниях) диктуемых слов.
Подчеркните орфограммы имён прилагательных.
Приведите примеры слов с орфограммами приставок.
Тип орфограммы – это разновидность орфографического написания по способу его графического изображения:
* большие и малые буквы
* пробел (раздельное написание)
* контакт (слитное написание)
* чёрточка при переносе
Назовите буквенные типы орфограмм.
Какие орфограммы – буквы известны вам?
Приведите примеры слов с орфограммами разных видов.
Заполните таблицу примерами из упражнений учебника:
Орфограммы – согласные буквы
Орфограммы – большие буквы
Выпишите слова и сочетания слов с орфограммами небуквенного типа.
Составьте таблицу (см. задание № 4) «Небуквенные орфограммы».
Перечислите известные вам орфограммы – дефисы.
Найдите в списке орфограмм орфограммы-пробелы и орфограммы-контакты. Приведите свои примеры на каждый вид орфограмм данного типа.
Сгруппируйте диктуемые слова по типам орфограмм.
Выпишите только те слова, в которых есть орфограммы разных типов.
Светло-жёлтое платье, ровная поляна, неожиданно показались, длинноногая цапля, судоремонтный завод, небольшой сундучок, тёмно-синее небо, не льётся ручьём, кого-то позвали, обогревает комнаты, грустный вид, долго нездоровится, мал ростом, нежно-лимонного цвета.
Какого типа изучаемая нами орфограмма? К какому типу относится рассматривая сегодня орфограмма?
Вид орфограммы – написание, регулируемое определённым орфографическим правилом.
Назовите вид изученной орфограммы.
Какие виды орфограмм проиллюстрированы примерами, записанными на доске?
Сгруппируйте диктуемые слова по видам орфограмм.
Сегодня мы познакомились с новым видом орфограмм небуквенного типа. Какие виды орфограмм небуквенного типа мы уже изучили?
Вариант орфограммы – это одно из возможных нормативных написаний орфограммы определённого типа
Сколько вопросов написания имеет рассматриваемая орфограмма?
Приведите примеры вариантных орфограмм.
Назовите виды орфограмм, которые имеют варианты написания.
Почему труднее усвоить правила написания вариантных орфограмм?
По какому орфографическому признаку сгруппированы следующие слова?
6. Распределите диктуемые слова с изученной орфограммой по вариантам написания.
Опознавательный признак орфограммы – это сигнал того, что в данном слове или сочетании слов находится орфограмма, сигнал точки применения правила. Признаками орфограмм являются некоторые языковые (лингвистические) особенности слов.
Назовите (обозначьте, укажите) опознавательный признак изучаемой орфограммы.
Сгруппируйте слова с небуквенными орфограммами по опознавательным признакам.
Какие опознавательные признаки имеют орфограммы – гласные буквы?
Подберите свои примеры слов, в которых присутствуют два или несколько опознавательных признаков орфограмм разных типов; назовите и подчеркните орфограммы, на которые они указывают.
Определите на слух по опознавательному признаку место применения правила.
Местонахождение орфограммы – это строго закреплённое её положение в слове или между словами в зависимости от типа.
большие и малые буквы
буквы Ъ и Ь всегда находятся в целом слове
гласные и согласные буквы располагаются в морфеме
* дефисы, пробелы, контакты помещаются
Орфограмма – чёрточка – между словами
Орфограммы – пробелы – между словами
Подчеркните орфограммы, укажите (назовите, обозначьте ) их местонахождение.
Приведите орфограммы приставок, корней…
Сгруппируйте диктуемые слова по месту расположения орфограмм.
Приведите примеры слов с орфограммами разных видов, имеющих одинаковое местонахождение и общий опознавательный признак.
Орфограммы каких типов располагаются между словами?
Какого типа орфограммы располагаются между словами?
Выпишите из диктуемого текста слова, в которых орфограммы находятся меду морфемами, обозначьте условия их выбора.
Условия выбора орфограмм- это также языковые особенности слова, от которых зависит выбор правильного написания. Условия выбора орфограмм по своему языковому характеру могут быть фонетическими, структурными, морфологическими, синтаксическими, семантическими.
Обозначьте условия выбора орфограммы.
Объясните условия выбора орфограмм в окончаниях диктуемых слов.
Сколько условий выбора имеет рассматриваемая орфограмма?
Сколько условий слитного (раздельного, дефисного) написания имеет изучаемая орфограмма?
Какие общие условия выбора имеют подчёркнутые орфограммы?
От каких условий зависит выбор букв в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов?
С какими разделами науки о языке связаны условия выбора орфограмм – гласных букв в суффиксах?
Заполните примерами таблицу «Условия выбора орфограмм – чередующихся безударных гласных в корне».
Приведите примеры слов с орфограммами, у которых опознавательный признак является одновременно и одним из условий выбора.
Почему прилагательные карманный, революционный, растрёпанный, маринованный нельзя отнести к одному виду орфограмм «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных?
Докажите, что рассматриваемая орфограмма имеет морфологические, структурные и синтаксические условия выбора.
Назовите виды орфограмм с фонетическими и структурными условиями выбора.
Найдите в записанных на доске словосочетаниях слова на изученную орфограмму, сгруппируйте их по условиям выбора.
Все приведённые вопросы и задания можно разделить на две группы в зависимости от
места использования в структуре урока.
Вопросы и задания, обслуживающие процесс ознакомления с орфограммой и видами орфограмм
Вопросы и задания, направленные на формирование, совершенствование и контроль орфографических умений
1. Любое ли написание в слове можно считать орфограммой?
1. Приведите примеры слов с орфограммами приставок.
2. Сколько вариантов написания имеет рассматриваемая орфограмма?
2. Сгруппируйте слова по месту расположения в них орфограмм.
3. Укажите в словах фонетические (морфологические, структурные) приметы, сигнализирующие о наличии орфограмм.
3. Выпишите слова с орфограммами небуквенного типа.
Работа над ошибками
Работа строится в 3 этапа.
Содержание работа по этапам
1. Анализ ошибок в тетради, где они допущены.
2. Орфографические ошибки разбираются в таблице.
3. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записывает слово (с графическим выделением) и три примера на эту орфограмму.
Идёт работа с орфографическим дневником «Мои ошибки».
Это специальная тетрадь, где фиксируются все слова, в которых были допущены ошибки в течение четверти.
В этом индивидуальном дневнике указывается вид работы, из которой выписываются слова с ошибками.
Орфограмма в этих словах графически выделяется.
В конце каждой четверти создаются консультационные группы (по 5 человек).
Далее организуется зачёт по работе над ошибками
Учащиеся диктуют по 20-25 слов из орфографического дневника
Карточка оформляется таким образом:
— слова пишутся через запятую,
— графически обозначается нужная
— ниже ставится роспись того ученика,
кто диктовал, проверял и оценивал
На обратной стороне карточки указывается, чья она и за какую четверть зачёт.
Оценки выставляются в журнал.
Учитель после каждой четверти
проверяет ведение орфографического дневника и выписывает часто повторяемые орфограммы для словарной работы на уроках следующей четверти.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-050104
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.