Что значит взаимная ответственность государства и личности

Взаимная ответственность государства и личности.

1. Господство права

Как уже отмечалось, основными признаками правового государства являются: господство права, верховенство закона, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства.

2. Верховенство закона.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государств Конституции.

3. Разделение властей

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед государством. Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил квартирную плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет светофора, украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает его к ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев, когда бы личность призвала к ответу государство за нарушение последним правовых норм.

Источник

Доверие государства и общества нужно оправдывать

krylova nadezhda

Государство возложило на адвокатов оказание квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией РФ.

Всем ли оказывается такое доверие? Ответ очевиден. Поэтому искренне убеждена, что столь высокая степень доверия государства к адвокатскому сообществу безусловно обязывает каждого адвоката и корпорацию в целом дорожить этим и принимать все возможные меры для сохранения доверия путем добросовестного и надлежащего осуществления адвокатской деятельности, соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики. Адвокатское сообщество и каждый адвокат в отдельности должны заботиться о чести и достоинстве, а также об авторитете российской адвокатуры, имеющей богатые традиции и славную историю.

Как ранее писала «АГ», Совет АП г. Москвы опубликовал решение о прекращении статуса адвоката, неоднократно нарушавшей обещание о возврате денежных средств в связи с невыполнением обязательств по представлению интересов доверителя в суде.

Ситуация, ставшая предметом рассмотрения Совета палаты, является недопустимой. Адвокат не должен совершать подобные действия, поскольку они не согласуются с основными нормами права, регулирующими адвокатскую деятельность, КПЭА и общепринятыми правилами поведения в российском обществе. И главное – подрывают авторитет адвокатуры, что может повлечь для всего сообщества наихудшие последствия.

Позиция Совета АП г. Москвы о лишении статуса адвоката, на мой взгляд, правильная, убедительная по доводам и анализу обстоятельств, в особенности ссылками на традиции присяжной адвокатуры, актуальными и в настоящее время.

Читайте также:  Что значит безопасные дни у женщин

Так, еще более 100 лет назад утверждалось, что «если обещание не исполнено, все объяснения излишни и бесплодны, оправдание невозможно». У современной адвокатской корпорации взгляд на постоянные отговорки и декларации о намерениях адвоката о возврате неотработанного вознаграждения остался неизменным.

Вместе с тем срок, по истечении которого лицо может быть допущено к повторной сдаче квалификационного экзамена для получения статуса адвоката, по моему мнению, требует увеличения.

Поясню свою позицию. В настоящее время весьма часто встречаются факты нарушений отдельными адвокатами финансовой дисциплины, да и обстоятельства обсуждаемого дисциплинарного производства вызывают возмущение. К тому же проступок совершен в очень сложное время – период пандемии, повлекший снижение доходов населения, в том числе в связи с действием ограничительных мер.

Полагаю, что увеличение срока недопуска к повторной сдаче квалификационного экзамена для получения статуса адвоката вынудит лиц, статус которых прекращен, с большей долей вероятности искать постоянную работу, а не пережидать два года, и одновременно будет способствовать снижению количества дисциплинарных проступков. Авторитет адвокатуры необходимо укреплять, в том числе и такими жесткими мерами, – как известно, в судейское сообщество не принимают вновь лиц, чьи полномочия в связи с совершением дисциплинарных проступков были прекращены. Почему же в таком случае адвокатское сообщество не должно задумываться о «чистоте» своих рядов, профессионализме адвокатов и качестве квалифицированной юридической помощи, оказываемой всем обратившимся?

Неотработанный гонорар необходимо возвращать доверителю своевременно, не доводить ситуацию до «театра абсурда». Необходимо стремиться оправдывать доверие государства и общества, поручивших адвокатам реализацию конституционных гарантий, помнить и осознавать нравственную ответственность адвокатуры перед обществом, и это «прописная истина», а не «громкие слова».

1 Проектом поправок в п. 7 ст. 18 КПЭА срок недопуска к повторной сдаче квалификационного экзамена для получения адвокатского статуса предлагается увеличить до пяти-семи лет.

Источник

ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации).

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).

В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

640 1

Реалии сегодняшнего развития общества таковы, что правовые основы и социальная жизнь в России все еще далеки от совершенства. Поэтому одной из первоочередных задач в России есть создание правового общества.

Литература:

1. Коваленко А.И. Теория государства и права, Москва 1994г.

2. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, Москва 1993г.

Читайте также:  Чему равна сотка земли

Источник

Глава 4.Взаимная ответственность личности и государства

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

640 1

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Источник

Государство и личность: взаимная ответственность

и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального

обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается любого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у индивида определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли.

Все это обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол государства над личностью.

Что к ним относится?

1. Ответственность президента перед народом и методы воздействия на него в случае нарушения (импичмент).

2. Ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод личности.

4. Отчет народных избранников перед избирателями.

5. Свобода печати и т. п.

Личность также отвечает за свои действия перед государством. Меры принуждения носят правовой характер и должны соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Отношения личности и государства строятся на основе взаимной ответственности за действия в отношении друг друга.

43. МЕСТО И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

а) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъек­ту (объекту информации);

б) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фраг­мент действительности;

в) значимы, то есть важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.

Таким образом, для информации характерныследующие признаки:

— она есть явлениесоциальное, общественное;

представляет собой определенныесведения;

сведения должныадекватно отражать реальность;

сведения должныиметь значение для объекта информации, представ­лять для него интерес.

Разновидностью информации являетсямассовая информация.

Массовая информация понимается как предназначенные для не­ограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообще­ния и материалы, а ксредствам массовой информации относит периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохро­никальные программы, иные формы периодического распространения мас­совой информации (ст. 2).

Читайте также:  Чем успокоить аллергический кашель у ребенка ночью

Средства массовой информациипризваны осуществлять:

а) поиск; б) получение; в) передачу; г) производство; д) распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитаци­онные, воспитательные задачи.

а) пропаганду официальной идеологии; б) воспитание масс в духе приверженности официальной доктрине; в) критику идеологических противников.

По отношению к об­ществу СМИдолжны выполнять две основные функции:

а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;

б) адекватно отражать общественное мнение.

Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, пар­тии, социальной группы, политического лидера, крупных финансовых и эко­номических систем, всего общества.

В обществе обязательно должны существоватьгосударственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязан­ность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом. Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.

В демократическом обществе обязательно должны бытьнегосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппо­нента. Общественность нуждается в информации о деятельности государствен­ных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, прини­мать правильные политические решения.

Несомненно, что в обществе, основанном на частной собственности, суще­ствовали и будут существовать частные СМИ.

Итак, с учетом сказанного, можно сделать следующие выводы относитель­номеста и роли СМИ в политической системе общества:

2. Природа СМИ как орудия властине позволяет рассматривать их не только как ветвь государственной власти, но икак самостоятельный компо­нент политической системы общества. СМИ могут и должны находиться в руках различных политических сил (общества, государства, партий и др.). И именно эти силы, а не сами СМИ, являются элементами политической си­стемы. О СМИ можно говорить как об общественном институте (и, следова­тельно, об их институализации), но в смысле особогообщественного явления, а не особого, самостоятельного элемента политической системы общества.

3.Функции СМИ определяются их политической и финансовой принад­лежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создате­лем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем. Таким образом,содержание функций СМИ в демократическом об­ществе определяется положением их учредителей в политической системе общества.

С точки зрения приемов работы, форм деятельности СМИ занимаются поиском, получением, передачей, производством и распространением инфор­мации.

В литературе существуютразличные подходы к классификации функций СМИ. Так, профессор Иллинойского университета Т. Петерсон выделяет семь основных функций печати:

— служить политической системе общества, обеспечивая информацию;

— обсуждать общественные дела;

— просвещать публику с тем, чтобы сделать ее способной к самоуправле­нию;

— ограждать права личности от правительства;

— служить экономической системе, главным образом, соединяя покупате­ля и продавца товаров с помощью рекламы;

— обеспечивать развлечение читателей;

— поддерживать свою собственную финансовую независимость, чтобы из­бежать давления каких-либо частных интересов.

Группы функций СМИ: учредительные, регулятивные, охрани­тельные, нормативно-ценностные.

Деятельность СМИ в Российской Федерации в основном регулируют сле­дующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ. Законы РФ «О средствах массовой информации».

Право гражданина на информацию состоит из целого ряда юридических возможнос­тей и включает в себя следующие правомочия:

1) право на беспрепятственное ознакомление с любым законом, с любым нормативно-правовым актом; 2) право знать о создании и функционировании всех конкретных инфор­мационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина; 3) право давать согласие на сбор личностной информации; 4) право проверять достоверность такой информации; 5) право доступа к ней; 6) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природ­ной среды; 7) право на достоверную финансовую информацию; и др.

СМИ и государство взаимодействуют по следующим направлениям:

— природа государстваопределяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства;

— государство и в демократическом обществесоздает нормативно-право­вую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;

— государство может иметь свои собственные,государственные СМИ, ко­торые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими,негосударственными СМИ;

государствоне вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;

— государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИможет со­здавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом явля­етсяСудебная палата по информационным спорам при Президенте Россий­ской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.

Источник

Adblock
detector