Что значит взаимосвязь единиц языка разных уровней приведите примеры

Единицы языка и отношения между ними

Лингвисты выяснили, что язык – это не нагромождение слов, звуков, правил, а упорядоченная система (от греч. systema – целое, составленное из частей).

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы:

Единицы языка неоднородны по своему строению. Есть единицы относительно простые, скажем фонемы, а есть и сложные – словосочетания, предложения. При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.

Поскольку система – это не случайный набор элементов, а их упорядоченная совокупность, для понимания того, как «устроена» система языка, все единицы необходимо сгруппировать по степени сложности их структуры.

Структура и классификация единиц языка

Самая простая единица языкафонема, неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова пот – бот – мот – кот различаются звуками [п], [б], [м], [к], представляющими собой разные фонемы.

Минимальная значимая единицаморфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут. Например, в слове москвичка четыре морфемы: москв-, – ич-, – к-, – а. Морфема москв-(корень) содержит как бы указание на местность; – ич– (суффикс) обозначает лицо мужского пола – жителя Москвы; – к– (суффикс) означает лицо женского пола – жительницу Москвы; – а (окончание) указывает, что данное слово является существительным женского рода единственного числа именительного падежа.

Относительной самостоятельностью обладает слово – следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т. е. слово – это минимальная номинативная (назывная) единица языка. В структурном плане она состоит из морфем и представляет собой «строительный материал» для словосочетаний и предложений.

Словосочетание – соединение двух слов или более, между которыми имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу, каждый из нас (главные слова выделены курсивом).

Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложениеосновная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова – единицы номинативной (назывной) – предложение является единицей коммуникативной.

Очень важно четко себе представлять структуру языка, т.е. уровни языка.

Отношения между единицами языка

Единицы языка могут быть связаны между собой

Парадигматические отношения

Парадигматическими называются отношения между единицами одного и того же уровня, в силу которых эти единицы различаются и группируются. Единицы языка, находясь в парадигматических отношениях, являются взаимопротивопоставленными, взаимосвязанными и тем самым взаимообусловленными.

Синтагматические (сочетаемые) отношения

Синтагматическими (сочетаемостными) называются отношения между единицами одного уровня в речевой цепи, в силу которых эти единицы связываются друг с другом, – это отношения между фонемами при их связи в слоге, между морфемами при их связи в слова, между словами при их связи в словосочетания. Однако при этом единицы каждого уровня строятся из единиц более низкого уровня: морфемы строятся из фонем и функционируют в составе слов (т. е. служат для построения слов), слова строятся из морфем и функционируют в составе предложений.

Иерархические отношения

Отношения между единицами разных уровней признаются иерархическими.

Источник

Взаимосвязь единиц языка разных уровней

Урок 6. Русский язык 10 класс ФГОС

20210413 vu tg sbscrb2

6

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Взаимосвязь единиц языка разных уровней»

· вспомним о том, какие единицы языка мы знаем.

· поговорим об особенностях единиц языка.

· выясним, как связаны единицы языка между собой.

Как мы представляем себе русский язык? Мы знаем, что в нем есть звуки, буквы, тексты, слова, предложения… И можем вообразить все эти единицы никак не связанными друг с другом. Но это неверное представление.

Более правильно сказать, что все эти единицы связаны друг с другом. Потому что в языке вообще всё взаимосвязано.

Что такое вообще единицы языка? С какими понятиями мы встречаемся в языке на разных уровнях?

Мы говорим о звуках, буквах, морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Из этих понятий мы и можем выделить основные единицы языка. Это звуки. Морфемы. Слова. Предложения. И наконец – текст.

Все это – самые важные элементы языка. Именно на них строятся основные уровни языка.

Первым уровнем языка является звуковой. Звуки изучает такой раздел науки о языке, как фонетика.

Что мы помним о звуках?

Они считаются самыми мелкими, неделимыми частицами языка. У звуков нет лексического и грамматического значения.

Но они позволяют нам различать слова или словоформы. Например, в словах лук и лак гласные звуки позволяют различать слова.

Кроме того, звуков не так уж и много. В русском языке их 43.

А теперь посмотрим на то, как ведут себя звуки в системе языка и науки о языке.

Читайте также:  Чем помогает хозяйственное мыло для лица

Как известно, звуки выражаются буквами. Буквы изучает графика. Требуется правильно произносить звуки и верно определять – где ударный звук, а где безударный. Здесь нам помогает орфоэпия и ее раздел – акцентология.

Звуки нужно и записать правильно. Законы фонетики часто отражаются в правилах написания, и это уже – область орфографии.

А ещё из одного звука образуется множество морфем. Морфемы изучает морфемика. И это для нас особенно важно, ведь это позволяет нам перейти на следующий уровень.

На втором уровне мы имеем дело именно с морфемами и морфемикой.

Морфема может состоять из одного или нескольких звуков. Но по сравнению со звуками, у морфем уже есть значение. Правда, его можно заметить только в составе слова.

Например, если мы сравним слова лететь и прилететь, то заметим, что у второго глагола есть дополнительное значение прибытия, присоединения, которое выражается при помощи приставки.

Именно из морфем составляется лексическое значение слова.

Морфемы используются для изменения и образования слов.

А теперь посмотрим, с какими элементами связаны морфемы в системе языка!

Мы уже сказали, что при помощи морфем образуются новые слова. Значит, особенно тесно с морфемикой связано словообразование.

Если морфемы служат для изменения слов, то морфемика связана и с морфологией – мы часто говорим об окончаниях той или иной части речи.

При помощи морфем выражается связь слов в словосочетаниях. А словосочетания изучает синтаксис.

Наконец, одна морфема может дать жизнь многим словам. А слова изучает лексика. И это приводит нас на следующий уровень.

Уровень слова, то есть лексический.

Как мы знаем, слово – основная единица языка.

Слово называет предметы в самом широком смысле этого понимания.

У слова есть лексическое значение – то, что оно обозначает. И есть грамматическое значение – признаки слова как части речи. Эти два значения – две стороны слова.

Какое же место слово занимает в системе языка? Как уже сказано, каждое слово является какой-то частью речи. Значит, выступает еще и как объект интересов морфологии. Чтобы изучить состав лексики, составляются всевозможные словари. А это область интересов лексикографии. Слова необходимо правильно писать – и значит, прослеживается связь с орфографией.

Наконец, слова служат материалом для словосочетаний. А словосочетания изучаются синтаксисом. И это ведет нас на следующий уровень.

Но не к словосочетанию. На следующем, синтаксическом уровне, основной единицей является предложение.

Как и словосочетание, предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически. Но это уже законченное, интонационно оформленное высказывание. Именно поэтому мы мыслим не словами или словосочетаниями, а предложениями. И предложение является основной единицей, которую мы используем для общения.

Попробуем теперь включить предложение в систему языка!

В предложении каждая часть речи выполняет какую-то синтаксическую функцию. Часто эта функция зависит от того, какая перед нами часть речи. Значит, налицо тесная связь с морфологией. В предложении должны стоять знаки препинания. А их расстановкой занимается пунктуация.

Наконец, именно из предложений выстраивается текст. А он является предметом рассмотрения для речеведения или текстологии.

И наконец, нас ждёт последний уровень – текстовый.

Текст – это самая крупная единица языка и речи. Обычно текст представляет собой развёрнутое речевое сообщение. При этом текст должен обладать единством структуры и смысла. Для этого у текста есть тема, основная мысль и композиция.

Посмотрим же, как текст связан с другими единицами языка.

Текст составляется из предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Значит, очень важна связь с синтаксисом. В тексте должны быть верно расставлены знаки препинания – а это удел пунктуации.

Наконец, тексты бывают разных стилей. И здесь в игру вступает стилистика.

Итак, какие единицы языка мы можем выделить?

image001

И получается, что все единицы языка связаны между собой. Точно так же, как и уровни языка. Мы их выделяем в соответствии с единицами языка:

image002

Поскольку единицы языка и уровни языка тесно связаны между собой, то и разделы науки о языке тоже связаны между собой. Выделим разделы науки, изучающие единицы языка.

image003

Как видим, всё в русском языке тесно связано между собой.

Источник

Взаимосвязь единиц языка разных уровней

Урок 6. Русский язык 10 класс ФГОС

20210413 vu tg sbscrb2

6

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Взаимосвязь единиц языка разных уровней»

· вспомним о том, какие единицы языка мы знаем.

· поговорим об особенностях единиц языка.

· выясним, как связаны единицы языка между собой.

Как мы представляем себе русский язык? Мы знаем, что в нем есть звуки, буквы, тексты, слова, предложения… И можем вообразить все эти единицы никак не связанными друг с другом. Но это неверное представление.

Более правильно сказать, что все эти единицы связаны друг с другом. Потому что в языке вообще всё взаимосвязано.

Что такое вообще единицы языка? С какими понятиями мы встречаемся в языке на разных уровнях?

Мы говорим о звуках, буквах, морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Из этих понятий мы и можем выделить основные единицы языка. Это звуки. Морфемы. Слова. Предложения. И наконец – текст.

Все это – самые важные элементы языка. Именно на них строятся основные уровни языка.

Читайте также:  Чем удалить накипь в чайнике

Первым уровнем языка является звуковой. Звуки изучает такой раздел науки о языке, как фонетика.

Что мы помним о звуках?

Они считаются самыми мелкими, неделимыми частицами языка. У звуков нет лексического и грамматического значения.

Но они позволяют нам различать слова или словоформы. Например, в словах лук и лак гласные звуки позволяют различать слова.

Кроме того, звуков не так уж и много. В русском языке их 43.

А теперь посмотрим на то, как ведут себя звуки в системе языка и науки о языке.

Как известно, звуки выражаются буквами. Буквы изучает графика. Требуется правильно произносить звуки и верно определять – где ударный звук, а где безударный. Здесь нам помогает орфоэпия и ее раздел – акцентология.

Звуки нужно и записать правильно. Законы фонетики часто отражаются в правилах написания, и это уже – область орфографии.

А ещё из одного звука образуется множество морфем. Морфемы изучает морфемика. И это для нас особенно важно, ведь это позволяет нам перейти на следующий уровень.

На втором уровне мы имеем дело именно с морфемами и морфемикой.

Морфема может состоять из одного или нескольких звуков. Но по сравнению со звуками, у морфем уже есть значение. Правда, его можно заметить только в составе слова.

Например, если мы сравним слова лететь и прилететь, то заметим, что у второго глагола есть дополнительное значение прибытия, присоединения, которое выражается при помощи приставки.

Именно из морфем составляется лексическое значение слова.

Морфемы используются для изменения и образования слов.

А теперь посмотрим, с какими элементами связаны морфемы в системе языка!

Мы уже сказали, что при помощи морфем образуются новые слова. Значит, особенно тесно с морфемикой связано словообразование.

Если морфемы служат для изменения слов, то морфемика связана и с морфологией – мы часто говорим об окончаниях той или иной части речи.

При помощи морфем выражается связь слов в словосочетаниях. А словосочетания изучает синтаксис.

Наконец, одна морфема может дать жизнь многим словам. А слова изучает лексика. И это приводит нас на следующий уровень.

Уровень слова, то есть лексический.

Как мы знаем, слово – основная единица языка.

Слово называет предметы в самом широком смысле этого понимания.

У слова есть лексическое значение – то, что оно обозначает. И есть грамматическое значение – признаки слова как части речи. Эти два значения – две стороны слова.

Какое же место слово занимает в системе языка? Как уже сказано, каждое слово является какой-то частью речи. Значит, выступает еще и как объект интересов морфологии. Чтобы изучить состав лексики, составляются всевозможные словари. А это область интересов лексикографии. Слова необходимо правильно писать – и значит, прослеживается связь с орфографией.

Наконец, слова служат материалом для словосочетаний. А словосочетания изучаются синтаксисом. И это ведет нас на следующий уровень.

Но не к словосочетанию. На следующем, синтаксическом уровне, основной единицей является предложение.

Как и словосочетание, предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически. Но это уже законченное, интонационно оформленное высказывание. Именно поэтому мы мыслим не словами или словосочетаниями, а предложениями. И предложение является основной единицей, которую мы используем для общения.

Попробуем теперь включить предложение в систему языка!

В предложении каждая часть речи выполняет какую-то синтаксическую функцию. Часто эта функция зависит от того, какая перед нами часть речи. Значит, налицо тесная связь с морфологией. В предложении должны стоять знаки препинания. А их расстановкой занимается пунктуация.

Наконец, именно из предложений выстраивается текст. А он является предметом рассмотрения для речеведения или текстологии.

И наконец, нас ждёт последний уровень – текстовый.

Текст – это самая крупная единица языка и речи. Обычно текст представляет собой развёрнутое речевое сообщение. При этом текст должен обладать единством структуры и смысла. Для этого у текста есть тема, основная мысль и композиция.

Посмотрим же, как текст связан с другими единицами языка.

Текст составляется из предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Значит, очень важна связь с синтаксисом. В тексте должны быть верно расставлены знаки препинания – а это удел пунктуации.

Наконец, тексты бывают разных стилей. И здесь в игру вступает стилистика.

Итак, какие единицы языка мы можем выделить?

image001

И получается, что все единицы языка связаны между собой. Точно так же, как и уровни языка. Мы их выделяем в соответствии с единицами языка:

image002

Поскольку единицы языка и уровни языка тесно связаны между собой, то и разделы науки о языке тоже связаны между собой. Выделим разделы науки, изучающие единицы языка.

image003

Как видим, всё в русском языке тесно связано между собой.

Источник

Взаимосвязь единиц языка разных уровней

Урок 6. Русский язык 10 класс ФГОС

20210413 vu tg sbscrb2

6

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Взаимосвязь единиц языка разных уровней»

· вспомним о том, какие единицы языка мы знаем.

· поговорим об особенностях единиц языка.

· выясним, как связаны единицы языка между собой.

Как мы представляем себе русский язык? Мы знаем, что в нем есть звуки, буквы, тексты, слова, предложения… И можем вообразить все эти единицы никак не связанными друг с другом. Но это неверное представление.

Читайте также:  Чему равен галлон бензина в литрах

Более правильно сказать, что все эти единицы связаны друг с другом. Потому что в языке вообще всё взаимосвязано.

Что такое вообще единицы языка? С какими понятиями мы встречаемся в языке на разных уровнях?

Мы говорим о звуках, буквах, морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Из этих понятий мы и можем выделить основные единицы языка. Это звуки. Морфемы. Слова. Предложения. И наконец – текст.

Все это – самые важные элементы языка. Именно на них строятся основные уровни языка.

Первым уровнем языка является звуковой. Звуки изучает такой раздел науки о языке, как фонетика.

Что мы помним о звуках?

Они считаются самыми мелкими, неделимыми частицами языка. У звуков нет лексического и грамматического значения.

Но они позволяют нам различать слова или словоформы. Например, в словах лук и лак гласные звуки позволяют различать слова.

Кроме того, звуков не так уж и много. В русском языке их 43.

А теперь посмотрим на то, как ведут себя звуки в системе языка и науки о языке.

Как известно, звуки выражаются буквами. Буквы изучает графика. Требуется правильно произносить звуки и верно определять – где ударный звук, а где безударный. Здесь нам помогает орфоэпия и ее раздел – акцентология.

Звуки нужно и записать правильно. Законы фонетики часто отражаются в правилах написания, и это уже – область орфографии.

А ещё из одного звука образуется множество морфем. Морфемы изучает морфемика. И это для нас особенно важно, ведь это позволяет нам перейти на следующий уровень.

На втором уровне мы имеем дело именно с морфемами и морфемикой.

Морфема может состоять из одного или нескольких звуков. Но по сравнению со звуками, у морфем уже есть значение. Правда, его можно заметить только в составе слова.

Например, если мы сравним слова лететь и прилететь, то заметим, что у второго глагола есть дополнительное значение прибытия, присоединения, которое выражается при помощи приставки.

Именно из морфем составляется лексическое значение слова.

Морфемы используются для изменения и образования слов.

А теперь посмотрим, с какими элементами связаны морфемы в системе языка!

Мы уже сказали, что при помощи морфем образуются новые слова. Значит, особенно тесно с морфемикой связано словообразование.

Если морфемы служат для изменения слов, то морфемика связана и с морфологией – мы часто говорим об окончаниях той или иной части речи.

При помощи морфем выражается связь слов в словосочетаниях. А словосочетания изучает синтаксис.

Наконец, одна морфема может дать жизнь многим словам. А слова изучает лексика. И это приводит нас на следующий уровень.

Уровень слова, то есть лексический.

Как мы знаем, слово – основная единица языка.

Слово называет предметы в самом широком смысле этого понимания.

У слова есть лексическое значение – то, что оно обозначает. И есть грамматическое значение – признаки слова как части речи. Эти два значения – две стороны слова.

Какое же место слово занимает в системе языка? Как уже сказано, каждое слово является какой-то частью речи. Значит, выступает еще и как объект интересов морфологии. Чтобы изучить состав лексики, составляются всевозможные словари. А это область интересов лексикографии. Слова необходимо правильно писать – и значит, прослеживается связь с орфографией.

Наконец, слова служат материалом для словосочетаний. А словосочетания изучаются синтаксисом. И это ведет нас на следующий уровень.

Но не к словосочетанию. На следующем, синтаксическом уровне, основной единицей является предложение.

Как и словосочетание, предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически. Но это уже законченное, интонационно оформленное высказывание. Именно поэтому мы мыслим не словами или словосочетаниями, а предложениями. И предложение является основной единицей, которую мы используем для общения.

Попробуем теперь включить предложение в систему языка!

В предложении каждая часть речи выполняет какую-то синтаксическую функцию. Часто эта функция зависит от того, какая перед нами часть речи. Значит, налицо тесная связь с морфологией. В предложении должны стоять знаки препинания. А их расстановкой занимается пунктуация.

Наконец, именно из предложений выстраивается текст. А он является предметом рассмотрения для речеведения или текстологии.

И наконец, нас ждёт последний уровень – текстовый.

Текст – это самая крупная единица языка и речи. Обычно текст представляет собой развёрнутое речевое сообщение. При этом текст должен обладать единством структуры и смысла. Для этого у текста есть тема, основная мысль и композиция.

Посмотрим же, как текст связан с другими единицами языка.

Текст составляется из предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Значит, очень важна связь с синтаксисом. В тексте должны быть верно расставлены знаки препинания – а это удел пунктуации.

Наконец, тексты бывают разных стилей. И здесь в игру вступает стилистика.

Итак, какие единицы языка мы можем выделить?

image001

И получается, что все единицы языка связаны между собой. Точно так же, как и уровни языка. Мы их выделяем в соответствии с единицами языка:

image002

Поскольку единицы языка и уровни языка тесно связаны между собой, то и разделы науки о языке тоже связаны между собой. Выделим разделы науки, изучающие единицы языка.

image003

Как видим, всё в русском языке тесно связано между собой.

Источник

Adblock
detector