Что значит взаимосвязь единиц языка разных уровней
Взаимосвязь единиц языка разных уровней
Урок 6. Русский язык 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Взаимосвязь единиц языка разных уровней»
· вспомним о том, какие единицы языка мы знаем.
· поговорим об особенностях единиц языка.
· выясним, как связаны единицы языка между собой.
Как мы представляем себе русский язык? Мы знаем, что в нем есть звуки, буквы, тексты, слова, предложения… И можем вообразить все эти единицы никак не связанными друг с другом. Но это неверное представление.
Более правильно сказать, что все эти единицы связаны друг с другом. Потому что в языке вообще всё взаимосвязано.
Что такое вообще единицы языка? С какими понятиями мы встречаемся в языке на разных уровнях?
Мы говорим о звуках, буквах, морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Из этих понятий мы и можем выделить основные единицы языка. Это звуки. Морфемы. Слова. Предложения. И наконец – текст.
Все это – самые важные элементы языка. Именно на них строятся основные уровни языка.
Первым уровнем языка является звуковой. Звуки изучает такой раздел науки о языке, как фонетика.
Что мы помним о звуках?
Они считаются самыми мелкими, неделимыми частицами языка. У звуков нет лексического и грамматического значения.
Но они позволяют нам различать слова или словоформы. Например, в словах лук и лак гласные звуки позволяют различать слова.
Кроме того, звуков не так уж и много. В русском языке их 43.
А теперь посмотрим на то, как ведут себя звуки в системе языка и науки о языке.
Как известно, звуки выражаются буквами. Буквы изучает графика. Требуется правильно произносить звуки и верно определять – где ударный звук, а где безударный. Здесь нам помогает орфоэпия и ее раздел – акцентология.
Звуки нужно и записать правильно. Законы фонетики часто отражаются в правилах написания, и это уже – область орфографии.
А ещё из одного звука образуется множество морфем. Морфемы изучает морфемика. И это для нас особенно важно, ведь это позволяет нам перейти на следующий уровень.
На втором уровне мы имеем дело именно с морфемами и морфемикой.
Морфема может состоять из одного или нескольких звуков. Но по сравнению со звуками, у морфем уже есть значение. Правда, его можно заметить только в составе слова.
Например, если мы сравним слова лететь и прилететь, то заметим, что у второго глагола есть дополнительное значение прибытия, присоединения, которое выражается при помощи приставки.
Именно из морфем составляется лексическое значение слова.
Морфемы используются для изменения и образования слов.
А теперь посмотрим, с какими элементами связаны морфемы в системе языка!
Мы уже сказали, что при помощи морфем образуются новые слова. Значит, особенно тесно с морфемикой связано словообразование.
Если морфемы служат для изменения слов, то морфемика связана и с морфологией – мы часто говорим об окончаниях той или иной части речи.
При помощи морфем выражается связь слов в словосочетаниях. А словосочетания изучает синтаксис.
Наконец, одна морфема может дать жизнь многим словам. А слова изучает лексика. И это приводит нас на следующий уровень.
Уровень слова, то есть лексический.
Как мы знаем, слово – основная единица языка.
Слово называет предметы в самом широком смысле этого понимания.
У слова есть лексическое значение – то, что оно обозначает. И есть грамматическое значение – признаки слова как части речи. Эти два значения – две стороны слова.
Какое же место слово занимает в системе языка? Как уже сказано, каждое слово является какой-то частью речи. Значит, выступает еще и как объект интересов морфологии. Чтобы изучить состав лексики, составляются всевозможные словари. А это область интересов лексикографии. Слова необходимо правильно писать – и значит, прослеживается связь с орфографией.
Наконец, слова служат материалом для словосочетаний. А словосочетания изучаются синтаксисом. И это ведет нас на следующий уровень.
Но не к словосочетанию. На следующем, синтаксическом уровне, основной единицей является предложение.
Как и словосочетание, предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически. Но это уже законченное, интонационно оформленное высказывание. Именно поэтому мы мыслим не словами или словосочетаниями, а предложениями. И предложение является основной единицей, которую мы используем для общения.
Попробуем теперь включить предложение в систему языка!
В предложении каждая часть речи выполняет какую-то синтаксическую функцию. Часто эта функция зависит от того, какая перед нами часть речи. Значит, налицо тесная связь с морфологией. В предложении должны стоять знаки препинания. А их расстановкой занимается пунктуация.
Наконец, именно из предложений выстраивается текст. А он является предметом рассмотрения для речеведения или текстологии.
И наконец, нас ждёт последний уровень – текстовый.
Текст – это самая крупная единица языка и речи. Обычно текст представляет собой развёрнутое речевое сообщение. При этом текст должен обладать единством структуры и смысла. Для этого у текста есть тема, основная мысль и композиция.
Посмотрим же, как текст связан с другими единицами языка.
Текст составляется из предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Значит, очень важна связь с синтаксисом. В тексте должны быть верно расставлены знаки препинания – а это удел пунктуации.
Наконец, тексты бывают разных стилей. И здесь в игру вступает стилистика.
Итак, какие единицы языка мы можем выделить?
И получается, что все единицы языка связаны между собой. Точно так же, как и уровни языка. Мы их выделяем в соответствии с единицами языка:
Поскольку единицы языка и уровни языка тесно связаны между собой, то и разделы науки о языке тоже связаны между собой. Выделим разделы науки, изучающие единицы языка.
Как видим, всё в русском языке тесно связано между собой.
Взаимосвязь единиц языка разных уровней
Урок 6. Русский язык 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Взаимосвязь единиц языка разных уровней»
· вспомним о том, какие единицы языка мы знаем.
· поговорим об особенностях единиц языка.
· выясним, как связаны единицы языка между собой.
Как мы представляем себе русский язык? Мы знаем, что в нем есть звуки, буквы, тексты, слова, предложения… И можем вообразить все эти единицы никак не связанными друг с другом. Но это неверное представление.
Более правильно сказать, что все эти единицы связаны друг с другом. Потому что в языке вообще всё взаимосвязано.
Что такое вообще единицы языка? С какими понятиями мы встречаемся в языке на разных уровнях?
Мы говорим о звуках, буквах, морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Из этих понятий мы и можем выделить основные единицы языка. Это звуки. Морфемы. Слова. Предложения. И наконец – текст.
Все это – самые важные элементы языка. Именно на них строятся основные уровни языка.
Первым уровнем языка является звуковой. Звуки изучает такой раздел науки о языке, как фонетика.
Что мы помним о звуках?
Они считаются самыми мелкими, неделимыми частицами языка. У звуков нет лексического и грамматического значения.
Но они позволяют нам различать слова или словоформы. Например, в словах лук и лак гласные звуки позволяют различать слова.
Кроме того, звуков не так уж и много. В русском языке их 43.
А теперь посмотрим на то, как ведут себя звуки в системе языка и науки о языке.
Как известно, звуки выражаются буквами. Буквы изучает графика. Требуется правильно произносить звуки и верно определять – где ударный звук, а где безударный. Здесь нам помогает орфоэпия и ее раздел – акцентология.
Звуки нужно и записать правильно. Законы фонетики часто отражаются в правилах написания, и это уже – область орфографии.
А ещё из одного звука образуется множество морфем. Морфемы изучает морфемика. И это для нас особенно важно, ведь это позволяет нам перейти на следующий уровень.
На втором уровне мы имеем дело именно с морфемами и морфемикой.
Морфема может состоять из одного или нескольких звуков. Но по сравнению со звуками, у морфем уже есть значение. Правда, его можно заметить только в составе слова.
Например, если мы сравним слова лететь и прилететь, то заметим, что у второго глагола есть дополнительное значение прибытия, присоединения, которое выражается при помощи приставки.
Именно из морфем составляется лексическое значение слова.
Морфемы используются для изменения и образования слов.
А теперь посмотрим, с какими элементами связаны морфемы в системе языка!
Мы уже сказали, что при помощи морфем образуются новые слова. Значит, особенно тесно с морфемикой связано словообразование.
Если морфемы служат для изменения слов, то морфемика связана и с морфологией – мы часто говорим об окончаниях той или иной части речи.
При помощи морфем выражается связь слов в словосочетаниях. А словосочетания изучает синтаксис.
Наконец, одна морфема может дать жизнь многим словам. А слова изучает лексика. И это приводит нас на следующий уровень.
Уровень слова, то есть лексический.
Как мы знаем, слово – основная единица языка.
Слово называет предметы в самом широком смысле этого понимания.
У слова есть лексическое значение – то, что оно обозначает. И есть грамматическое значение – признаки слова как части речи. Эти два значения – две стороны слова.
Какое же место слово занимает в системе языка? Как уже сказано, каждое слово является какой-то частью речи. Значит, выступает еще и как объект интересов морфологии. Чтобы изучить состав лексики, составляются всевозможные словари. А это область интересов лексикографии. Слова необходимо правильно писать – и значит, прослеживается связь с орфографией.
Наконец, слова служат материалом для словосочетаний. А словосочетания изучаются синтаксисом. И это ведет нас на следующий уровень.
Но не к словосочетанию. На следующем, синтаксическом уровне, основной единицей является предложение.
Как и словосочетание, предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически. Но это уже законченное, интонационно оформленное высказывание. Именно поэтому мы мыслим не словами или словосочетаниями, а предложениями. И предложение является основной единицей, которую мы используем для общения.
Попробуем теперь включить предложение в систему языка!
В предложении каждая часть речи выполняет какую-то синтаксическую функцию. Часто эта функция зависит от того, какая перед нами часть речи. Значит, налицо тесная связь с морфологией. В предложении должны стоять знаки препинания. А их расстановкой занимается пунктуация.
Наконец, именно из предложений выстраивается текст. А он является предметом рассмотрения для речеведения или текстологии.
И наконец, нас ждёт последний уровень – текстовый.
Текст – это самая крупная единица языка и речи. Обычно текст представляет собой развёрнутое речевое сообщение. При этом текст должен обладать единством структуры и смысла. Для этого у текста есть тема, основная мысль и композиция.
Посмотрим же, как текст связан с другими единицами языка.
Текст составляется из предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Значит, очень важна связь с синтаксисом. В тексте должны быть верно расставлены знаки препинания – а это удел пунктуации.
Наконец, тексты бывают разных стилей. И здесь в игру вступает стилистика.
Итак, какие единицы языка мы можем выделить?
И получается, что все единицы языка связаны между собой. Точно так же, как и уровни языка. Мы их выделяем в соответствии с единицами языка:
Поскольку единицы языка и уровни языка тесно связаны между собой, то и разделы науки о языке тоже связаны между собой. Выделим разделы науки, изучающие единицы языка.
Как видим, всё в русском языке тесно связано между собой.
Взаимосвязь единиц языка разных уровней
Урок 6. Русский язык 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Взаимосвязь единиц языка разных уровней»
· вспомним о том, какие единицы языка мы знаем.
· поговорим об особенностях единиц языка.
· выясним, как связаны единицы языка между собой.
Как мы представляем себе русский язык? Мы знаем, что в нем есть звуки, буквы, тексты, слова, предложения… И можем вообразить все эти единицы никак не связанными друг с другом. Но это неверное представление.
Более правильно сказать, что все эти единицы связаны друг с другом. Потому что в языке вообще всё взаимосвязано.
Что такое вообще единицы языка? С какими понятиями мы встречаемся в языке на разных уровнях?
Мы говорим о звуках, буквах, морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Из этих понятий мы и можем выделить основные единицы языка. Это звуки. Морфемы. Слова. Предложения. И наконец – текст.
Все это – самые важные элементы языка. Именно на них строятся основные уровни языка.
Первым уровнем языка является звуковой. Звуки изучает такой раздел науки о языке, как фонетика.
Что мы помним о звуках?
Они считаются самыми мелкими, неделимыми частицами языка. У звуков нет лексического и грамматического значения.
Но они позволяют нам различать слова или словоформы. Например, в словах лук и лак гласные звуки позволяют различать слова.
Кроме того, звуков не так уж и много. В русском языке их 43.
А теперь посмотрим на то, как ведут себя звуки в системе языка и науки о языке.
Как известно, звуки выражаются буквами. Буквы изучает графика. Требуется правильно произносить звуки и верно определять – где ударный звук, а где безударный. Здесь нам помогает орфоэпия и ее раздел – акцентология.
Звуки нужно и записать правильно. Законы фонетики часто отражаются в правилах написания, и это уже – область орфографии.
А ещё из одного звука образуется множество морфем. Морфемы изучает морфемика. И это для нас особенно важно, ведь это позволяет нам перейти на следующий уровень.
На втором уровне мы имеем дело именно с морфемами и морфемикой.
Морфема может состоять из одного или нескольких звуков. Но по сравнению со звуками, у морфем уже есть значение. Правда, его можно заметить только в составе слова.
Например, если мы сравним слова лететь и прилететь, то заметим, что у второго глагола есть дополнительное значение прибытия, присоединения, которое выражается при помощи приставки.
Именно из морфем составляется лексическое значение слова.
Морфемы используются для изменения и образования слов.
А теперь посмотрим, с какими элементами связаны морфемы в системе языка!
Мы уже сказали, что при помощи морфем образуются новые слова. Значит, особенно тесно с морфемикой связано словообразование.
Если морфемы служат для изменения слов, то морфемика связана и с морфологией – мы часто говорим об окончаниях той или иной части речи.
При помощи морфем выражается связь слов в словосочетаниях. А словосочетания изучает синтаксис.
Наконец, одна морфема может дать жизнь многим словам. А слова изучает лексика. И это приводит нас на следующий уровень.
Уровень слова, то есть лексический.
Как мы знаем, слово – основная единица языка.
Слово называет предметы в самом широком смысле этого понимания.
У слова есть лексическое значение – то, что оно обозначает. И есть грамматическое значение – признаки слова как части речи. Эти два значения – две стороны слова.
Какое же место слово занимает в системе языка? Как уже сказано, каждое слово является какой-то частью речи. Значит, выступает еще и как объект интересов морфологии. Чтобы изучить состав лексики, составляются всевозможные словари. А это область интересов лексикографии. Слова необходимо правильно писать – и значит, прослеживается связь с орфографией.
Наконец, слова служат материалом для словосочетаний. А словосочетания изучаются синтаксисом. И это ведет нас на следующий уровень.
Но не к словосочетанию. На следующем, синтаксическом уровне, основной единицей является предложение.
Как и словосочетание, предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически. Но это уже законченное, интонационно оформленное высказывание. Именно поэтому мы мыслим не словами или словосочетаниями, а предложениями. И предложение является основной единицей, которую мы используем для общения.
Попробуем теперь включить предложение в систему языка!
В предложении каждая часть речи выполняет какую-то синтаксическую функцию. Часто эта функция зависит от того, какая перед нами часть речи. Значит, налицо тесная связь с морфологией. В предложении должны стоять знаки препинания. А их расстановкой занимается пунктуация.
Наконец, именно из предложений выстраивается текст. А он является предметом рассмотрения для речеведения или текстологии.
И наконец, нас ждёт последний уровень – текстовый.
Текст – это самая крупная единица языка и речи. Обычно текст представляет собой развёрнутое речевое сообщение. При этом текст должен обладать единством структуры и смысла. Для этого у текста есть тема, основная мысль и композиция.
Посмотрим же, как текст связан с другими единицами языка.
Текст составляется из предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Значит, очень важна связь с синтаксисом. В тексте должны быть верно расставлены знаки препинания – а это удел пунктуации.
Наконец, тексты бывают разных стилей. И здесь в игру вступает стилистика.
Итак, какие единицы языка мы можем выделить?
И получается, что все единицы языка связаны между собой. Точно так же, как и уровни языка. Мы их выделяем в соответствии с единицами языка:
Поскольку единицы языка и уровни языка тесно связаны между собой, то и разделы науки о языке тоже связаны между собой. Выделим разделы науки, изучающие единицы языка.
Как видим, всё в русском языке тесно связано между собой.
Уровни языковой системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее представление об уровнях языковой системы
Языковая система представляет собой сложное образование, которое включает в себя более простые системы – подсистемы, или уровни. Причем каждая подсистема обладает определённым набором образующих её языковых единиц. Таким образом, выделяются следующие уровни языковой системы:
Уровни языковой системы отличаются друг от друга типом языковых единиц, их количеством, функциональной нагрузкой и характером отношений каждой из этих единиц в своей системе. Так, если подсистема фонем русского языка включает в свой состав несколько десятков одноимённых единиц – гласных и согласных, подсистема морфем – несколько тысяч (не менее семи) таких же единиц, то количество лексем исчисляется многими десятками тысяч. Что касается словосочетаний и предложений, то их количество в любом языке неисчислимо.
От количества единиц, которые образуют языковую подсистему, или уровень, зависят её характеристики. Уровень фонем можно охарактеризовать как систему закрытую, простую жёсткую; уровень морфем – как закрытую, простую, диффузную; уровень лексем – как открытую, простую, диффузную.
Характеристика языковых единиц каждого уровня
Можно сделать вывод, что основой каждого уровня языковой системы является соответствующая языковая единица. И уровни языковой системы присущи те же характеристики, что и языковым единицам. Следовательно, необходимо рассмотреть место языковых единиц разных уровней в общей системе языка, их назначение (функции, роль) и строение.
Наименьшей языковой единицей считается фонема (звук речи). Его предназначение состоит в опознавании и различении морфем и слов. Фонема не несёт в себе какого-либо значения, она лишь косвенно связана со смыслоразличением – это проявляется только в сочетании с другими звуками речи и образовании морфем, вследствие чего возможны восприятие и различение морфем и слов.
Готовые работы на аналогичную тему
Кратчайшей языковой единицей, которая имеет значение, является морфема. В целом все морфемы подразделяются на корневые и на аффиксы. Корень представляет собой центральную морфему слова, в которой заключено основное лексическое значение всего слова. Как правило, корни входят в состав каждого слова и образуют его основу. К аффиксам относятся такие морфемы, как приставка, суффикс и окончание, которые вносят дополнительные лексические или грамматические значения.
Слово – это основная языковая единица, которая является синтаксически самостоятельной и служит для наименования предметов, явлений, действий и т.д. В слове выделяют признаки различного рода:
К словам по его функциям также приравниваются фразеологизмы, то есть устойчивые словосочетания.
Из слов могут быть образованы словосочетания, под которыми понимают синтаксические конструкции, состоящие из нескольких (двух или более) знаменательных слов, соединённых связью подчинительного типа.
Слова и словосочетания, в свою очередь, являются теми элементами, с помощью которых выстраивают предложения, характеризующиеся как смысловой, так и интонационной законченностью.
Взаимодействия между уровнями языковой системы
Между однотипными языковыми единицами, которые образуют соответствующие подсистемы, существует два типа отношений:
Сочетаемость фонем – единиц «нулевого уровня» зависит от их артикуляционных признаков, а сочетаемость единиц остальных уровней – от их семантических свойств.
Уровни, будучи составными частями языковой системы, связаны между собой определёнными формальными отношениями, которые можно назвать парадигматическими (правда, особого рода) или, как их обычно называют, иерархическими. Эти отношения характеризуют связь между языковыми единицами разных уровней. Единицы более низкого являются своего рода строительным материалом для единиц более высокого уровня: сочетания фонем образуют морфему, сочетание морфем – лексему (слово), сочетание лексем – словосочетание, а сочетание словосочетаний – предложение.
Разумеется, не всякое сочетание единиц более низкого уровня образует обязательно единицу более высокого уровня, а только такое сочетание, которое подчинено действию формальных и смысловых законов языковой системы. Например, сочетание существительного «лес» в именительном падеже единственного числа с глаголом настоящего времени третьего лица единственного числа «молчит» образует вполне осмысленное предложение «Лес молчит». Но если изменить грамматические формы этих слов («лес молчу», «лесу молчит») или заменить слова в приведённом предложении («лес объявляет», «срок молчит»), то предложение разрушится и превратится в бессмысленный набор языковых единиц, так как между ними отсутствуют грамматические и смысловые связи.
Нельзя считать словом и сочетание звуков «аоглгл» или «логлаг». В первом примере нарушена сочетаемость гласных с согласными, а во втором – последовательность и гласных, и согласных.
Языковая система устроена таким образом, что осмысленные языковые единицы – слова или предложения – встречаются несопоставимо реже, чем теоретически возможные сочетания звуков и слов. Это свойство языка образует своего рода запас прочности, благодаря которому и возможно развитие языка.